Прошлогоднее решение администрации Обамы отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чехии стало одним из самых содержательных результатов усилий по «перезагрузке» отношений с Россией. Признавая, что предполагаемые установки являются ненужными, чересчур дорогостоящими и бессмысленно провокационными, администрация переключилась на план, в основном полагающийся на систему морского базирования, и с тех пор также ведет переговоры с Румынией и Болгарией по условиям создания баз в этих странах. Хотя это и является неким улучшением с точки зрения американо-российских отношений, в том смысле, что администрация признала существование российских возражений и постаралась принять соответствующие меры, более широкие разногласия между Москвой и Вашингтоном по поводу противоракетной обороны продолжают оставаться препятствием для налаживания более конструктивных двусторонних отношений. Аналогично, ложная связь между системами ПРО в Европе и предполагаемой военной угрозой из Ирана остается ненужным раздражителем и отвлекает стороны от общих интересов в сфере безопасности, касающихся борьбы с терроризмом, обеспечения безопасности ядерных материалов и поддержки миссии НАТО в Афганистане.
Противоракетная оборона в Европе противодействует заявленным целям администрации о сокращении ядерного оружия и его нераспространении. Саммит по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия, проходящий в этом месяце в Нью-Йорке, подчеркнул эти две цели наряду с содействием мирному использованию атомной энергии в качестве столпов будущего разоружения, и администрация Обамы предприняла несколько шагов в этом направлении, подписав новый Договор СНВ и опубликовав свою Ядерную стратегию. Системы ПРО создают стимулы для наращивания арсеналов, которые будут способны сокрушить любую оборону. Хотя в пражском договоре, подписанном президентами Обамой и Медведевым, и содержится достаточно двусмысленности, позволяющей существование ПРО, разработки подобных технологий напрямую противоречат задачам соглашений о сокращении вооружений, подписываемых крупными ядерными державами.
Существование связи между европейской противоракетной обороной и Ираном, о которой вновь напомнил вице-президент Байден, выступивший перед Европейским парламентом, никогда не было особо правдоподобным. Пересмотренный оборонный план администрации является скрытым признанием того, что ракетная программа Ирана никогда не являлась реальной угрозой большей части Европы. Это указывает на то, что Вашингтону хотелось бы продолжать использовать призрак иранской угрозы в качестве политического прикрытия для разработки и развертывания технологий, которые на самом деле не нужны США и их союзникам. Однако администрации и Буша и Обамы не приняли во внимание тот факт, что их предложения по системе ПРО кажутся гораздо хуже из-за привязки к вашингтонской одержимости иранской ядерной программой, которую большинство находящихся поблизости от Ирана крупных и восходящих держав не считают угрозой.
Еще одной злополучной попыткой связать вопросы ПРО и Иран стало предположение администрации о том, что мелкая уступка России по поводу планов ПРО в Центральной Европе приведет к российской поддержке американских усилий, направленных на то, чтобы заставить Иран свернуть свою ядерную программу. Критики администрации напали на решение по ПРО, основанное на преимуществах подобного шага, потому что они сомневались в том, что оно приведет к сотрудничеству по Ирану, которое предсказала администрация. И действительно, критики были правы в том, что поняли, что Россия не присоединится ни к каким серьезным усилиям, направленным на оказание давления на Иран. Администрация Обамы с запозданием признала это, предприняв недавно усилия, направленные на обеспечение поправок к проекту закона о санкциях, которые должны исключить из режима санкций российские и китайские компании, занимающиеся импортом бензина в Иран. Возможность широких, осуществимых, «деструктивных» санкций против Ирана – это такая же иллюзия, как и иранская угроза Европе, против которой предположительной направлены системы ПРО.
Если все это так, то почему же Вашингтон продолжает вызывать антагонизм России с помощью системы ПРО, которая кажется ненужной и противоречит заявленным задачам правительства США в области сокращения вооружения? Во-первых, это дает некий ощутимый знак центральноевропейским и восточноевропейским союзникам НАТО о том, что у них есть хоть какая-то причина оставаться в альянсе. Планы ПРО придают хоть какую-то сущность членству в оборонном альянсе, у которого уже давно нет никакого предназначения. Развертывание систем ПРО также создает предлог для установления постоянного американского военного присутствия на территории новых членов НАТО, и позволяет проводить мелкомасштабные испытания технологий противоракетной обороны, которые могут быть использованы в качестве прецедента для строительства более крупных оборонных систем в будущем. Ничто из этого не укрепляет безопасность и стабильность Центральной и Восточной Европы, но продолжает раздражать и провоцировать Москву без особой на то причины. Американским налогоплательщикам, союзникам по НАТО и российско-американским отношениям пошло бы на пользу, если бы Вашингтон перестал преувеличивать сущность иранской угрозы, чтобы оправдать свои действия, и в эту эпоху растущих бюджетных дефицитов было бы еще лучше, если бы Соединенные Штаты просто отказались от этой ненужной военной программы.