МОСКВА. В ознаменование 65-й годовщины разгрома нацистской Германии Россия организовала в День Победы 9 мая производящие глубокое впечатление празднования. По Красной площади прошло большое количество войск и боевой техники, а в небе над Москвой был проведена демонстрация воздушной мощи страны. На первый взгляд, все как в старые добрые (или недобрые) времена.
Но среди принимавших участие в параде были американские и британские военнослужащие. В центре столицы были сняты многие плакаты с изображением Сталина, а мавзолей Ленина, игравший во времена "холодной войны" роль трибуны для принимавших многочисленные парады руководителей, был закрыт щитами.
Что это? Наконец, новая Россия протягивает руку, отказавшись от своего защитного поведения, которым она давно уже отличается в отношениях с внешним миром? К сожалению, если говорить конкретно о Соединенных Штатах Америки, то ответ будет отрицательным.
Проблема заключается главным образом не в похмелье "холодной войны", а в реакции на серию недавних действий Америки. Бомбежка Белграда в 1999 году, расширение НАТО и планы президента Джорджа Буша по развертыванию системы противоракетной обороны в Польше и Чехии стали теми причинами, которые способствовали укоренению в России всепроникающего антиамериканизма. Об этом говорят эксперты по российской внешней политике и работающие в Москве американские дипломаты.
Президент Обама отменил планы ПРО и не проявляет особой заинтересованности в принятии в ряды НАТО новых членов из бывшего советского блока. Но в России не обнаружишь "скачка симпатий" в отношении Обамы и США. Участники опроса, проведенного в августе прошлого года, назвали Соединенные Штаты главным врагом России, вслед за которым идут чеченские сепаратисты. В одном из последних опросов весомое большинство респондентов назвало США "самой крупной угрозой национальной безопасности России". Северная Корея и Иран шли в этом списке далеко позади.
Американское посольство в Москве хорошо подготовлено к этому и отвечает должным образом. Посол Джон Байерли (John Beyrle) свободно говорит по-русски (он ведет блог на русском языке) и очень заметен. Недавно он открыл выставку в память о своем отце, военнослужащем армии США, который во время высадки в Нормандии был схвачен немцами, попал в лагерь для военнопленных, бежал оттуда и присоединился к российским войскам, когда те шли на Берлин. Наряду с работой самого посла сотрудники посольства активно работают над реализацией программ обменов и прочих полезных проектов.
Но здесь не хватает поддержки Вашингтона в виде тщательно продуманной и четко сформулированной политики общественной дипломатии в отношении России. В то время как публичной дипломатии в арабском мире придается огромное значение, такие жизненно важные вопросы как улучшение отношений с Россией привлекают к себе слишком мало внимания. Нужна согласованная и последовательная стратегия в отношении этой страны, утвержденная Белым Домом и госдепартаментом. Она может стать той основой, на которой будут строить свою работу американские дипломаты в России. Сюда должно войти более активное использование новых медийных технологий, налаживание контактов с российской диаспорой, развитие сотрудничества американских и российских компаний, расширение студенческих и творческих обменов, а также поиск новых путей для создания неправительственных связей.
Учитывая неспокойную стратегическую обстановку на некоторых границах России, развитие американо-российского сотрудничества имеет большой смысл. Но в особенности с российской стороны сохраняется упорное нежелание идти на контакты. В своих беседах с российскими экспертами по международным отношениям я спрашивал: "Разве Россия не считает Иран угрозой?" "Да, считает". "Разве она не считает Китай серьезным конкурентом?" "Да, считает". "Ну, тогда это создает общую основу для новой американо-росийской разрядки, не так ли?" "Да, но…"
Это "но" возникает из неконкретного, но широко распространенного ощущения, что Соединенные Штаты обращаются сегодня с Россией как со второразрядной державой. Те дни, когда Советский Союз вместе с Соединенными Штатами господствовал в мировой политике, ушли не так далеко в прошлое, и они не утратили своего отклика в обществе. Буквально все, с кем я беседовал, говорили об антиамериканских настроениях среди людей старшего поколения, помнящих "холодную войну", и что более тревожно, среди людей помоложе с ограниченным образованием. В их рядах вспышки национализма нередки, особенно когда этому способствуют мнимые американские оскорбления.
Ответ на такие настроения немногим отличается от ответа на вызовы, бросаемые американской дипломатии в других странах мира. После терактов 11 сентября Соединенные Штаты столь напряженно занимались поиском врагов, что забыли о налаживании дружбы. Пока это не изменится, шансы на создание конструктивных отношений с Россией будут постоянно уменьшаться.
Профессор и преподаватель журналистики и общественной дипломатии Филип Сейб - директор Центра общественной дипломатии Университета Южной Калифорнии.