В ходе четырехдневного визита в США президент Афганистана Хамид Карзай и его американские коллеги активно пытаются сгладить острые углы.
Отношения между руководством США и Афганистана в последнее время были чрезвычайно напряженными. Американцы публично критиковали Хамида Карзая, а афганский президент даже как-то в шутку сказал, что такое давление может заставить его примкнуть к движению "Талибан".
Нынешний визит характеризуют улыбки, рукопожатия и заверения в том, что отношения между Афганистаном и США ничем не омрачены.
Тактика публичной критики Карзая за нарушения на выборах, коррупцию и кумовщину результатов американцам не принесла. Но принесла понимание, что, по сути дела, выбора у них нет.
Хамид Карзай - это практически безальтернативный вариант. Отношения с ним никогда не будут гладкими. И это, похоже, признают обе стороны.
"Сложные реалии"
"Это не какие-то воображаемые отношения, это вполне реальные отношения. Они базируются на очень сложных реалиях, - сказал президент Карзай на совместной пресс-конференции с президентом США Бараком Обамой. - Мы участвуем в кампании по борьбе с терроризмом. Иногда мы довольны происходящим, иногда все идет не так".
Когда Обаму спросили о напряженности, возникшей после критических выпадов Хамида Карзая в адрес США и их партнеров, американский президент говорил медленно и тщательно подбирал слова.
"Наша задача - в том, чтобы быть хорошим друзьями и быть откровенными с президентом Карзаем. Мы говорим, что мы можем работать лучше. Задача президента Карзая - представлять свою страну и настаивать на уважении суверенитета его страны особенно в тот период, когда президент Карзай предпринимает попытки привнести перемены в правительство и в экономику страны", - сказал американский президент.
Восточная специфика
И ни слова о том, что президент Карзай еще недавно называл "тонкой гранью между сотрудничеством и вторжением", когда дошло до того, что он заговорил едва ли не о "национальном сопротивлении".
Впрочем, по мнению, редактора Washington Post Дэвида Игнейшиса, в этом во многом виноваты и сами американцы, которые не учли тонкую восточную специфику и вели себя крайне прямолинейно по отношению к президенту Афганистана.
"Они [американцы] cделали ошибку, высказываясь настолько критически. Спецпредставитель Ричард Холбрук был чрезвычайно резок в своей критике в отношении Хамида Карзая. Я думаю, что американской администрации нужно было понять еще раньше, что у них нет выбора, кроме как работать с Карзаем. И та критика, которая высказывалась, должна была звучать в частных беседах, но никак не публично", - сказал в интервью Би-би-си американский обозреватель.
По его мнению, американцы пересмотрели свою позицию, так как понимают, что "времени у них немного, вывод американских войск запланирован на июль 2011 года, и так или иначе, они должны работать с этим человеком".
Работа в обмен на оружие
На пресс-конференции в Белом доме Барак Обама заявил о поддержке усилий Кабула, направленных на то, чтобы "открыть дверь тем талибам, которые порвали с Аль-Каидой и отказались от насилия".
Президент Афганистана озвучил планы, когда по схеме "деньги и работа в обмен на оружие" бойцов "Талибана" можно было бы вернуть к нормальной жизни.
Как сказал в интервью Би-би-си директор Центра военно-политического анализа при Институте Хадсона Ричард Вайц, у этой тактики могут возникнуть серьезные проблемы, "когда речь пойдет не о тех, кто пришел в Талибан из-за денег или из-за проблем с местной властью, а о тех, кто представляет непримиримое крыло движения".
"Есть не слишком много свидетельств тому, что "Талибан" готов к процессу примирения. Судя по всему, люди муллы Омара готовы вести переговоры только о том, насколько быстро войска НАТО уйдут из Афганистана. Поэтому это не выглядит как всеобщее примирение", - считает американский политолог Ричард Вайц.
Чужая война
Другая проблема - в том, насколько быстро у Афганистана появится боеспособная армия, которая могла бы бороться с талибами и после начала вывода американских войск в июле следующего года.
Как говорит эксперт Джорджтаунского университета в Вашингтоне Кристин Фейр, пока афганское руководство не воспринимает войну с талибами и "Аль-Каидой" как свою собственную.
"Мы хотим, чтобы Карзай откровенно взял на себя функции командующего в этой войне. Но с точки зрения самого Карзая - зачем ему война, с которой он необязательно должен соглашаться? - полагает Фейр. – К примеру, люди в Кандагаре не приветствуют расширение военной операции. Так что цели у нас разнятся: мы хотим, чтобы он взял на себя ответственность в этой войне, а он к этому не стремится".
Перед американцами стоит непростая задача добиваться своих целей, при этом не будучи слишком жесткими в отношениях с афганским лидером.
Провал операции в Афганистане стал бы слишком серьезным ударом по администрации Обамы, а потому США приходится выстраивать "особые отношения" с не слишком сговорчивым президентом, который крайне болезненно реагирует на "менторский тон" сотрудников администрации американского президента.