Европейская комиссия в среду (12 мая) заверила Москву, что политика Евросоюза по отношению к его восточным соседям не является формой соревнования, и Брюссель держит двери открытыми для «основанного на совместных проектах» сотрудничества с Россией.
«Мы не хотим соревнования в этом регионе, чтобы Россия и Евросоюз оказались противоборствующими сторонами. России было предложено принять участие в политике соседства. В Москве отказались. Но это не означает, что мы не открыты для предложений со стороны России об участии в различных проектах», - заявил журналистам комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле, оценивая политику блока по отношению к своим южным и восточным соседям за последние пять лет.
Помимо отношений с каждым постсоветским государством в отдельности, Евросоюз в прошлом году начал работать по программе «Восточное партнёрство»; это региональный подход, нацеленный на помощь в ходе инспирированных Евросоюзом реформ в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдове и Украине. Эти реформы, в конечном счете, привели бы к большей экономической интеграции этих стран и к безвизовому режиму для их граждан.
Руководители ЕС выделили дополнительно 350 миллионов евро на срок до 2013 года специально на нужды этого партнёрства. Половина суммы пойдет на «построение административной структуры» для работы над транспозицией «комплексных» правовых норм ЕС в национальные законодательства.
В частности, в случае Украины и Молдовы такое достижение соответствия национальных правовых систем с правовой системой ЕС рассматривается как условие, необходимое для сохранения возможности принятия этих стран в будущем в ЕС.
Комиссар, в чей портфель входит одновременно политика расширения и политика соседства, подчеркнул, что существует фундаментальное различие между подходом ЕС к своим южным и к восточным соседям.
Если арабские страны в рамках Средиземноморского союза предусматривают «нормативно-правовую конвергенцию» и «законодательное сближение» с правовой базой ЕС, разъяснил Штефан Фюле, то восточные соседи, постсоветские государства, ориентируются на «экономическую интеграцию» и на усвоение законов внутреннего рынка блока – «что далеко выходит за рамки зоны свободной торговли».
Например, для энергетического сектора Украины это означает налаживание работы независимых наблюдательных организаций, устанавливающих на месте чёткие нормативные структуры и разделяющие дистрибьюторов энергии и энергопроизводителей. Принятие этих мер является предварительным требованием, обеспечивающим стране возможность присоединиться к «Энергетическому сообществу»: организации, первоначально задуманной для балканских стран, но с тех пор расширившейся, и с 1 мая включающей Молдову.
Новое правительство в Киеве остановило этот процесс и начало общественные слушания нового законодательного проекта, взяв, однако, многое из проекта прежнего правительства.
Влияние России в этом регионе до сих пор составляет предмет озабоченности Брюсселя. ЕС в настоящее время ведет переговоры о новом двустороннем соглашении с Россией, в котором «вопрос нашей совместной конструктивной работы вместе с нашими соседями является частью дискуссии»,- говорит Фюле.
«В то же время комиссия открыта для рассмотрения других способов привлечения России к участию в наших проектах и концепциях, объединения наших мягких сил», - добавил он.
В понедельник в российском издании еженедельника Newsweek был опубликован кремлевский документ, предположительно в результате намеренной утечки информации. В документе говорится, что Россия будет улучшать отношения с ЕС, в то же время не оставляя попыток покрепче прибрать к рукам восточные страны, борющиеся с экономическим и финансовым кризисом.
Документ, составленный, видимо, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, предполагает использование кризисных условий для приобретения промышленных и энергетических объектов в балтийских странах, являющихся членами ЕС, а также в Белоруссии, Украине и Центральной Азии; все эти страны прежде были советскими республиками, и российское влияние в них остается существенным политическим вопросом.
Документ рекомендует также «использовать посткризисные возможности» и Лиссабонский договор для «приобретения банковских, финансовых и промышленных объектов, главным образом, крупными российскими компаниями с государственным капиталом» в Европе.
Германия, Франция, Италия и Испания выделены в документе как страны, дружественно настроенные к Москве, тогда как франко-германский «тандем» предполагается использовать как средство для внедрения пророссийских стратегий в пределах ЕС.