Примерно четырнадцать месяцев назад на этих страницах я предупреждал насчёт «великой сделки» между США и Россией, которую администрация Обамы хочет заключить в рамках своей «перезагрузки»; статья называлась «Сделка, но не великая». Например, меня беспокоило, что администрация начнёт воплощать в жизнь принцип «Россия прежде всего» в ущерб её соседям, но оказалось, что всё ещё хуже: теперь они следуют принципу «Россия и только Россия», забывая и даже бросая на произвол судьбы остальные страны региона.
Самый откровенный пример тому появился на этой неделе. Белый дом повторно передал Конгрессу проект соглашения с Россией по ядерному вопросу, а к нему президент Обама присовокупил сообщение, в котором объявил, что ситуация в Грузии «более не должна рассматриваться как препятствие на пути к» рассмотрению Конгрессом этого соглашения. Администрация Буша подписала этот документ, прозванный «соглашением-123», ещё в мае 2008 года, но в августе того же года в свете вторжения России в Грузию отказалась от него. Российские войска по сей день оккупируют занятые сепаратистами грузинские регионы Абхазия и Южная Осетия, откровенно нарушая условия соглашения о прекращении огня между странами; также в обоих регионах, которые Москва признала в качестве независимых государств, идёт строительство баз. Ситуация по-прежнему напряжённая, и всё может в любой момент взорваться вновь.
Одно дело — повторно передать в конгресс «соглашение-123», заметив, что США имеют серьёзные разногласия с Россией по поводу Грузии. Вместо этого было «в лоб» заявлено, что ситуация в Грузии более не является препятствием на пути развития российско-американских отношений, и тем самым администрация фактически бросила грузин на произвол судьбы, а России дала «зелёный свет» на дальнейшие провокации в приграничных районах.
Заинтересованность администрации Обамы в реставрации режима Договора о сокращении обычных вооружений в Европе, который Россия отказалась поддерживать в конце 2007 года, вызывает аналогичного рода обеспокоенность. Несмотря на все усилия, приложенные администрацией Буша с целью убедить союзников по НАТО и прочих участников вышеуказанного договора удовлетворить интересы России, Москва отказалась выполнять данные в 1999 году в Стамбуле обязательства вывести войска из Грузии и Молдавии. Ни одна из этих стран не давала согласия на оккупацию России частей их территории, но после того, как Россия напала на Грузию, всё стало ещё хуже. Ранее у России была всего одна подлежащая выводу база — в Гудауте, — а теперь на территории Грузии у неё гораздо больше войск и боеприпасов (и из Молдавии российские войска уходить явно не собираются).
Стремясь избавиться от раздражающих факторов в отношениях с Москвой — сдаст ли администрация Обамы Грузию и Молдавию, перестав настаивать на выводе российских войск из этих стран, или же сделает правильный выбор, приняв за священный и нерушимый принцип необходимость согласия правительства оккупированной страны и попытавшись восстановить режим договора о разоружении именно с целью побудить Россию уйти из Грузии и Молдавии?
Как Обама, так и другие высокопоставленные официальные лица США неоднократно заявляли, что не признают за Россией права иметь «сферу влияния», но деяния (как и недеяния) говорят больше, чем слова. Существует точка зрения, согласно которой Обама встречался и общался со своим «другом и партнёром» Дмитрием Медведевым большее число раз, чем с любым другим главой государства; в последний раз это произошло в этот четверг. Обама должен пользоваться этими многочисленными возможностями, чтобы давать ясные сигналы: агрессия России против её соседей и оккупация их территории неприемлемы. Также он должен начать заводить «друзей и партнёров» в других странах региона; с некоторыми из тамошних лидеров, возможно, не так-то просто договориться, да и в плане приверженности идеалам демократии и прав человека они не идеальны, но ведь не идеальны в этом плане ни Медведев, ни премьер-министр России Владимир Путин.
Автор статьи приглашён в Фонд Маршалла в качестве старшего научного сотрудника по трансатлантическим делам, а ранее был заместителем помощника государственного секретаря по делам Европы и Евразии в администрации Джорджа Буша-младшего. В статье он излагает свою собственную точку зрения.