Российские лидеры попытались воспользоваться моментом потепления в отношениях с США и расширить сотрудничество в области исследований космоса. Они настаивают на том, чтобы продолжить совместные исследования и после того как, истечёт срок эксплуатации международной космической станции (МКС).
Заместитель премьер-министра России Сергей Иванов на выходных провёл переговоры с главой НАСА Чарльзом Болденом (Charles Bolden) и передал самый убедительный за последнее время сигнал о том, что Кремль хочет совместно с США заняться более основательным исследованием Солнечной системы.
В понедельник Иванов выступил с речью и дал небольшое интервью, в котором сказал, что настало время для обеих стран объединить финансовые и технические ресурсы и дать старт новым проектам запусков после 2020 года и выходом за пределы низкой околоземной орбиты.
Обе страны уже активно сотрудничают в обслуживании космической станции в составе международного консорциума, куда, помимо США и России, входит ещё несколько стран. Станция, функционирующая на низкой околоземной орбите, как предполагается, проработает ещё, по меньшей мере, десять лет.
Обе страны всё больше и больше нуждаются в международной поддержке при дальнейшем исследовании космоса. В следующем году космические шаттлы США должны быть списаны, Конгресс и Белый дом ломают копья из-за того, как готовить новую смену, а значит, НАСА на ближайшие несколько лет впадёт в полную зависимость от российских ракет и капсул, без которых не удастся перевозить на станцию астронавтов. Космические амбиции России между тем требуют финансовой помощи из-за рубежа. В своей речи, произнесённой в понедельник на встрече, организованной в Nixon Centre, Иванов подчеркнул, что исследование космоса обходится невероятно дорого.
Администрация Обамы тоже открыла двери перед расширением сотрудничества в космосе, и представители Кремля, судя по всему, убеждены, что настал подходящий момент, чтобы завести разговор о новых совместных мероприятиях. Иванов в своём выступлении заявил: — «Я твёрдо верю, что всё наше сотрудничество по космосу», имевшее место до сих пор, «должно приносить всё больше и больше плодов». Подробностей Иванов не сообщал, но сказал, что «настало время выйти за пределы» низкой околоземной орбиты.
Иванов, контролирующий авиакосмические проекты в России, заявил после своего выступления, что «доволен течением переговоров» с главой НАСА.
Во вторник представитель НАСА заявил, что, «основываясь на итогах нескольких десятилетий успешного сотрудничества», представители агентства и их российские коллеги «продолжают переговоры о возможных будущих совместных мероприятиях в космосе».
В предварительных дискуссиях внимание сосредотачивается на способах объединения усилий с целью строительства более мощных ракет, способных достигать Марса и прочих удалённых точек, — об этом сообщили люди, осведомлённые о проблеме. Но несмотря на то, что обе стороны очень хотят сотрудничать, между ними сохраняются существенные разногласия. К примеру, российские СМИ сообщали, что Иванов говорил, что Россия хочет активно двигаться в направлении создания ракетных двигателей, работающих на ядерном топливе. Но реализация подобного проекта натолкнулась бы на чудовищной силы сопротивление со стороны США, причём как в политической, так и в технической сфере; сами же США стремятся разработать менее дорогостоящие обыкновенные двигатели, способные обеспечивать космические перелёты на более далёкие расстояния.
Вплоть до недавних кадровых перестановок в руководстве НАСА, прошедших при администрации Обамы, агентству фактически не позволялось сотрудничать ни с российскими, ни с европейскими партнёрами ни в разработке ракет нового поколения, ни в разработке космических кораблей, способных доставлять астронавтов на Луну, а впоследствии — на Марс. Болден же уже несколько месяцев выступает в конгрессе с речами о том, что международное сотрудничество — вещь необходимая, если НАСА всё ещё питает надежды на возобновление программы исследования космоса непосредственно человеком.
В своём выступлении Иванов поместил возможные будущие совместные мероприятия в расширенный контекст американо-российского сотрудничества в различных высокотехнологичных областях, включая атомную энергетику и, возможно, совместное производство и продажу величайшего в мире по размерам самолёта, запущенного в массовое производство.
Поднимая тему положительных результатов совместных тренировок членов экипажей МКС, Иванов упомянул «возможность расширения нашего сотрудничества в наукоёмких сферах, в частности, в координировании» работы конкурирующих систем спутниковой навигации.
Есть и ещё одна область, в которой российские лидеры ищут сближения с Белым домом и с компанией Boeing, — здесь предлагается совместно строить и продавать грузовой самолёт «А-124». Иванов сказал, что «это действительно хорошая бизнес-идея» — чтобы и российские, и американские производители занимались четырёхмоторным пропеллерным самолётом, который изначально разрабатывался украинским конструкторским бюро имени Антонова.
«Мы уже много обсуждали эту тему с госдепартаментом и с советом национальной безопасности», — сообщил Иванов, добавив к этому, что в настоящее время заказы на аренду самолёта растянулись в шестилетнюю очередь.
Аналогичные предложения появляются уже несколько лет. Но на этой неделе Иванов снова начал активно добиваться заключения соглашения, сказав, что самолёты можно будет применять для доставки войск и боеприпасов в Афганистан без промежуточных остановок.
Представители Boeing отвергали все последние попытки России завязать сотрудничество — вероятно, не были уверены, что рынок сбыта будет достаточно велик, чтобы окупить вложения.
Пресс-секретарь компании Джим Прулкс (Jim Proulx) во вторник отказался прокомментировать конкретные детали предложения российской стороны, но заявил: «Мы регулярно изучаем возможности завязывания партнёрских отношений с представителями индустрии по всему миру» — и что подобные схемы сотрудничества могут «принимать самые разные формы».