Американцы вынуждены наблюдать, как нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе демонстрирует бессилие их правительства. Политические решения и действия организаций по охране окружающей среды провалились благодаря взносам в пользу избирательных кампаний. Тем временем граждане больше уже даже не верят, что Обама сможет взять ситуацию под контроль.
С 20 апреля кипящая нефть вырывается из устья скважины на дне Мексиканского залива. Никто не знает, сколько литров нефти марки Louisiana Light выливается из дыры, пробуренной на глубине 5000 футов (около 1500 метров). Оценки варьируются от 50 тысяч до 530 тысяч галлонов в день (от 200 тысяч до 2 миллионов литров). Но как все уже знают, глубоководное бурение нефти настолько невероятно опасно, что это почти дело случая. Все планы обеспечения безопасности и спасательных работ компании предназначены для работы на гораздо меньших глубинах.
Но гораздо тревожнее, чем тщетные попытки BP закрыть скважину, - беспомощность сверхдержавы, которая не может сделать ничего, кроме как молиться, проклинать и вводить в действие более строгие законы. Самый мощный флот мира не обладает ни ресурсами, ни знаниями, чтобы помочь Америке.
Некоторые называют аварию на буровой платформе Deepwater Horizon «Чернобылем крупных нефтяных компаний». Другие вспоминают об отмененной в апреле 1970-го года лунной миссии корабля Appolo-13. Но сравнения с первооткрывателями космоса обманчивы.
У нефтяных компаний нет никакого желания продвигать вперед границы человечества – и у них нет никаких обязательств делать это. Двигая разведку к пределам технической реализуемости все глубже в воду (и за пределы контролируемого в случае аварии), рискуя все больше и тратя все больше деньги, они выполняют лишь одну задачу – стремятся повысить свои прибыли – и ничего больше.
Правительства, выдающие лицензии, осуществляющие надзор и собирающие отчисления, должны не забывать об общественном благе. То, что адмирал Береговой охраны США Тэд Ален (Thad Allen) называет «тиранией глубины» - это назначившая сама себя, рукотворная тирания. Никто не обязан преклоняться перед ней.
После слушаний в Конгрессе США ясно одно: Правительство не выполнило свои обязательства по надзору – независимо от того, произошло ли это в результате небрежности и нерадивости, вызванных политическими махинациями, или же из-за простой неспособности властей осознать глубоководное бурение во всех его технических подробностях.
Агентство, отвечающее за управление природными ресурсами Соединенных Штатов, Служба управления минеральными ресурсами, слепо доверяло BP и его дочерней компании Transocean. Служба управления минеральными ресурсами терпела тот факт, что буровая платформа Deepwater Horizon действовала под малобюджетным флагом Маршалловых островов. BP и другие гиганты нефтяной индустрии сами регламентировали свою деятельность. В нефтяной отрасли было общепринято считать, что дешевле рисковать ущербом и уголовным наказанием, чем инвестировать в системы безопасности.
Выгодность взносов в пользу избирательных кампаний очевидна. Президент Барак Обама, пораженный слушаниями, гневно признал, что надзор «потерпел ужасную неудачу». Он проследит за тем, чтобы «удобные отношения» между правительством и крупными нефтяными компаниями закончились. Удачи.
Американцы обнаруживают себя, всматривающимися в бездну устья Миссисипи и бездонную яму правительственного провала. Необязательно верить в конспиративные теории по поводу ниспровержения системы, чтобы обнаружить пугающее сходство со спекулятивным менталитетом банкиров с Уолл-стрит.