Текущий месяц насыщен событиями для сирийцев. Американский Конгресс заблокировал попытку Обамы назначить Ричарда Форда (Robert Ford) послом в Сирии после появления сообщений о том, что сирийские ракеты Scud поставляются "Хезболле"; а 3 мая Вашингтон продлил экономические и дипломатические санкции в отношении этой страны, действующие с 2004 года.
Если Соединенные Штаты не хотят или не могут протянуть руку Дамаску, то у русских таких проблем нет, и это вызывает обеспокоенность по поводу того, что первый визит российского лидера в Сирию с 1917 года может спровоцировать начало новой "холодной войны" на Ближнем Востоке.
Но настоящая провокация возникла в виде российских поставок оружия в Сирию, поскольку сейчас рассматривается сделка о продаже режиму Дамаска истребителей МиГ-29, зенитных ракетно-пушечных комплексов малой дальности "Панцирь", зенитных артиллерийских систем и противотанкового оружия.
Израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман подверг эту сделку острой критике, заявив, что "поставки оружия не способствуют созданию атмосферы мира" (хотя его страна ежегодно тратит на вооружения 15 миллиардов долларов, в то время как Сирия - 6 миллиардов). Ливанская Daily Star скорбит по поводу этой сделки о поставках оружия в своей редакционной статье, называя ее "трагической тратой денег" и заявляя, что сирийское правительство вместо того, чтобы расходовать средства на вооружения, могло найти им лучшее применение - скажем, вложив их в решение проблем 1 миллиона вынужденных переселенцев, покинувших за последние полтора года свои места проживания в связи с засухой.
Но контракт на поставку оружия это лишь малая толика намного более обширных взаимоотношений между двумя странами. С 1950-х годов десятки тысяч сирийцев получили образование в России, а российские специалисты построили значительную часть инфраструктуры в этой стране. По оценкам министерства экономики, русские создали в Сирии 90 промышленных объектов и элементов инфраструктуры, построили треть мощностей по выработке электроэнергии, треть объектов нефтедобычи, а также в три раза расширили площадь орошаемых земель – отчасти, благодаря строительству с российской помощью огромной Евфратской ГЭС.
Военные связи Сирии и Советского Союза окрепли в 50-е годы, когда будущий президент страны Хафез Асад прилетел в 1958 году в Москву, чтобы пройти курс ночного пилотирования российских МиГов. Советы стали, как писал биограф Асада Патрик Сил (Patrick Seale), "его главным союзником на посту президента". Поставки оружия являлись при этом частью "системы доверия и консультаций". Поддержка ослабла лишь с закатом Советского Союза, и Сирия подтвердила свой прагматизм, когда вступила в коалицию под руководством США, созданную с целью изгнания Саддама Хусейна из Кувейта.
Теперь русские возвращаются. После ссоры с Израилем в 2008 году, вызванного его поддержкой Грузии, русские настойчиво увеличивают объемы поставляемого в Сирию оружия. В дополнение к этому проведена модернизация военно-морской базы в сирийском портовом городе Тартус, что значительно усилило оперативные возможности России в регионе. Теперь базирующиеся там боевые корабли могут выходить в Красное море через Суэцкий канал и в Атлантику через Гибралтар в считанные дни.
Что касается экономических связей, то российский министр транспорта заявил о возможности открытия прямого морского сообщения между сирийским портом Латакия и черноморским Новороссийском, чтобы перевозить по нему грузы напрямую. Российский газовый гигант "Газпром" также наращивает свое присутствие в Сирии, увеличивая объемы нефтепоисковых работ. Российский министр энергетики Сергей Шматко, сопровождавший президента Медведева в поездке в Дамаск, даже заявил о возможном сотрудничестве в сфере атомной энергетики.
В марте был сделан важный шаг вперед в развитии культурных связей, когда в Сирии побывал с визитом министр культуры РФ Александр Авдеев. Он заявил, что странам есть что показать друг другу. "У Сирии есть замечательные фольклорные ансамбли и прекрасная живопись. У России очень интересное интеллектуальное кино, прекрасные музеи ". В дополнение к соглашениям в области авиаперевозок, информационных и коммуникационных технологий, в сирийском министерстве иностранных дел были подписаны два договора о научно-техническом сотрудничестве и сотрудничестве в области охраны окружающей среды, а также совместная рабочая программа по реализации соглашения о кооперации в области туризма на 2010-2012 годы.
Но для понимания сегодняшней ситуации крайне важно вспомнить, как Асад в 1970 году сыграл на идеях "стратегической значимости" Сирии, одновременно заигрывая и с США, и с СССР. Говоря словами историка Эберхарда Кинле (Eberhard Kienle), ему удалось "вовлечь их в соперничество друг с другом". Такая двойная стратегия позволила Асаду подписать соглашение об экономическом сотрудничестве с Советами и одновременно проводить ориентированную на Запад политику экономической открытости.
Сегодня Асад-младший снова действует по всем направлениям, отстаивая интересы Сирии в своем понимании. Этот прагматизм следует учесть хроническим упрямцам из США. Сегодня они должны уже осознавать, что их политика изоляции Сирии за шесть лет просто не принесла никаких результатов - ни в плане ослабления связей Сирии с движением ХАМАС, "Хезболлой" и Ираном, ни в плане улучшения ситуации с правами человека в стране.
Сирийско-российские отношения, выходящие за пределы контрактов на поставку оружия, и охватывающие также сферы торговли и культуры, - это не вызов Соединенным Штатам, а скорее побудительный мотив для Вашингтона. Ему необходимо признать, что политика в отношении Сирии, которую он проводит почти десять лет, провалилась, и что сейчас нужно разрабатывать новый курс.