В последнее время в грузинских (и не только) СМИ появилась информация, что США и ряд стран Европы уже не рассматривают грузинский фактор как препятствие в отношениях с Россией.
Последнее заявление президента США Б.Обамы вызвало некий переполох в грузинском истеблишменте и в обществе. Складывается ощущение, что Грузия осталась один на один с Россией. Все боятся новой агрессии и переворота, который готовит Москва. Насколько же реальны угрозы в адрес Грузии и от кого они на самом деле исходят? Попробуем во всем разобраться по порядку.
Во-первых, США - не Россия и, если американцы берут на себя обязательства, то они их выполняют, даже по отношению к странам – соперникам (достаточно вспомнить Вторую Мировую войну). Ведь никто не отменял Хартию о стратегическом партнерстве между США и Грузией; США не перестают оказывать помощь Грузии в финансах и вооружении. Визиты высоких чиновников в Грузию носят систематический характер, и они действенные. Есть практический результат таких встреч.
Приглашение Грузии на саммит по ядерной безопасности в США тоже говорит о многом. Курс на вхождение в ЕС и НАТО остается неизменным, и руководство этих структур подтверждают решения саммита в Бухаресте. Но почему-то у некоторых представителей грузинской общественности созрело убеждение, что американцы вдруг отвернулись от нас и американский солдат должен воевать за Грузию, что Грузия – это пуп земли, вокруг которой должно крутиться все и вся.
Откуда такое убеждение? Надо понять, что у США и европейских стран есть свои интересы, и они их претворяют в жизнь. Конечно, без надежных союзников крайне тяжело. Еще китайцы в свое время говорили, что 80% успеха во внешней политике зависит от союзников. Но и это тоже долгий процесс и необходимо работать в этом направлении. Я лично никакого предательства со стороны США и Европейских стран не вижу. Все без исключения, даже страны СНГ не признали независимость сепаратистских режимов.
Во-вторых, если уж Грузия взяла курс на самостоятельное развитие, то необходимо было продумать, какие препятствия будут на этом пути. С самого начала было ясно, что Россия не будет взирать спокойно на то, как без нее вдруг решили жить бывшие республики СССР.
У многих сложилось обманчивое впечатление, что если в России тяжелое экономическое положение, то она останется безучастной к политическим процессам государств у своих границ. В том-то и дело, что попытка компенсировать неудачи во внутренней политике идет через экспансию своих амбиций на государства – соседей России. Россия всегда в ущерб национальным интересам будет расходовать огромные средства на внешнюю политику. Таков русский менталитет, необъяснимый и непонятный даже для самих россиян. Чем хуже внутри государства, тем амбициознее планы. Да от такой политики страдают все, но она остается неизменной на протяжении веков.
В-третьих, что Грузия и грузинский народ делает для своего процветания? Несомненно, по сравнению с 90-ми сделаны большие успехи. Предстоит сделать еще больше. Во всех сферах жизни общества необходимо проводить политику укрепления страны. И главный вопрос сегодня – формирование идеологической парадигмы. Какова идеология Грузии сегодня?
Курс на интеграцию в ЕС и НАТО? Это не идеология – это внешнеполитический курс. Идеология это целая система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Существует ли такая система? Если провозглашена либеральная идеология, то она должна отражаться на всех сферах общества. Этой идеологии должны отвечать образование, экономика, право, культура. Да это тяжелый, каждодневный труд, результат которого будет обязательно. Прежде всего, сами грузины должны вложить максимум усилий для процветания своего государства. Опять же, усилия будут не напрасными, если общество будет иметь четкую идеологию своего развития.
Взять, к примеру, образование. Обратите внимание, на что нацелена система образования в США. Там основной упор делается на формирование успешной личности, а это идеология США – быть успешным. На что работает Голливуд – на то же самое. Так же можно характеризовать и другие сферы общества. Вне всякого сомнения, и я настаиваю на этом, культура и идеология должны быть тесно взаимосвязаны. В качестве примера можно взять как Голливуд, так и советское кино. Культурная сфера той и другой страны отрабатывали идеологический курс, отсюда успехи, как США, так и СССР.
На идеологию должно работать все. Сфера образования в Грузии отвечает идеологии или нет? А ведь образование, возможно, главное звено в цепи идеологической системы. Я осмелюсь предложить для грузинского истеблишмента такую идеологическую программу как: «Реализация личности в рамках локальной культуры». В локальной культуре я понимаю этническое начало. Реализуя эту программу, грузинское общество сможет как сохранить свое историческое наследие и свою культуру, так и продолжить курс на интеграцию в европейское сообщество.
Еще раз обращаю внимание на то, что строить демократию всегда было тяжело, но именно она давала хорошие результаты. Отсюда и те трудности, с которыми встречается Грузия. Ничего сверхъестественного для Грузии не произошло и не происходит. Если 90-е в Грузии прошли в экономической неразберихе, то и внимания на неё толком никто не обращал. Именно четкая политика сближения с ЕС и НАТО, с Западом, курс на демократизацию страны вызвали такую реакцию Москвы, которую мы наблюдаем. Этого и следовало ожидать. Процесс идет так, как диктуют законы диалектического развития общества.
В связи с изложенным, давайте определимся: кто враг, а кто друг Грузии? Думаю, что главный враг внутри нас. Мы способны выдержать строительство независимого государства? Уроки истории учат нас многому. Многому учит и современность. В Киргизии народ не выдержал, в Украине не выдержал – потому и внутриполитические процессы там приобретают такой неоднозначный характер. Даже Москва тут не причем. Переворот в Киргизии осуществляла не Москва, выбирала президента Украины не Москва. Народ так решил, его только подтолкнули умелые политики (возможно с участием Москвы) в нужное русло. Так и мы, грузины можем оказаться на перепутье и растерять то, что было выстрадано за последние 20 лет.
Надо выдержать, ежедневно трудиться над демократическим самовоспитанием. 30 мая 2010 года выбор будет делать грузинский народ, а не москвичи или русские в целом.
Грузинская оппозиция не выдержала испытание и побежала к оккупантам. Госпожа Н.Бурджанадзе настолько себя обанкротила, что стала не оппозицией, а посмешищем не только в Грузии, но и в России (я работаю с русскими студентами, и для нее хорошо, что она не слышит, как о ней отзываются). От нее даже другая часть оппозиции отвернулась.
Вне всякого сомнения, оппозиция – признак наличия демократии в государстве, но нельзя же опускаться до кощунственного обвинения своего народа в бомбежках своих городов, это уже не оппозиция, а плевок на могилы погибших солдат и мирных людей. Как она будет смотреть в глаза жителям Гори. Ведь она сама в то время была вторым человеком в стране. Думаю, что если она хотела понизить рейтинг оппозиции, то ей это удалось. Это показатель того, что враг сидит внутри нас самих. Зачастую человек боится свободы и готов стать рабом, лишь бы не нести ответственности. Это видно по действиям Ногаидели, Бурджанадзе и др.
В итоге отмечу, что не надо обижаться на США, на Европу и даже на Россию. Это геополитические полюсы и каждый из этих полюсов строит свою политику, но не политику Грузии. Задача Грузии, грузинского общества – определиться самому: с кем мы? У вышеперечисленных стран можно и кое-чему поучиться. Ведь для строительства демократии США выдержали и войну за независимость, и гражданскую войну. Европа прошла через революции и гражданские войны. В России все еще идет гражданская война. Неужели Грузия должна была избежать этих процессов. Нет, эти процессы неизбежны.
Главная же задача для Грузии и грузинского народа – победа врага в своей голове.