Администрация президента США Барака Обамы объявила об отмене санкций против четырех российских научных и коммерческих организаций, ранее обвиненных в содействии иранской программе вооружений.
Как сообщили американские власти, от санкций освобождается российская государственная компания "Рособоронэкпорт" – монополист по экспорту вооружений; кроме того, сняты ограничения против Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Тульского КБ приборостроения и Московского авиационного института.
Официальный представитель Государственного департамента Филипп Кроули сообщил, что решение американской администрации связано с изменением позиции России в отношении сотрудничества с Ираном.
По словам Кроули, "за последнее время Россия адаптировала свой подход к Ирану", а также продемонстрировала сдержанность в определенных оружейных сделках с этой страной.
"Поэтому мы сочли, что Россия разделяет наши опасения в отношении Ирана и она намеревается поддержать те ограничения на торговлю оружием, которые присутствуют в проекте резолюции [ООН], - отметил представитель американского внешнеполитического ведомства. – Мы считаем, что отмена этих ограничений не противоречит нашим интересам в области нераспространения".
Ядерная проблема
Западные страны подозревают Иран в намерении использовать ядерную программу для производства оружия. В Тегеране не устают подчеркивать, что атомные технологии необходимы им исключительно для мирных целей.
Иранские власти отказываются выполнить требование агентства ООН по атомной энергии и прекратить обогащение урана. Ожидается, что в ближайшее время вопрос о введении новых санкций в отношении Тегерана будет вынесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН.
Россия долгое время возражала против ужесточения мер против Тегерана, однако в последнее время ее позиция по вопросу иранской ядерной программы начала ужесточаться.
Между тем, в пятницу председатель комитета по международным делам верхней палаты российского парламента Михаил Маргелов заявил, что проект резолюции Совбеза ООН, предполагающий санкции против Ирана, не повлияет на уже подписанные контракты между Россией и Ираном.
"Данный проект резолюции не бьет по существующим контрактам России и Ирана", - сказал сенатор, отвечая на вопрос журналистов о том, будет ли введен запрет на поставку Тегерану зенитных ракетных систем С-300 в результате принятия резолюции СБ ООН.
"Недобросовестная конкуренция"
Контракт на поставку С-300 в Иран был подписан в 2007 году, однако с тех пор он пока не был выполнен. Глава "Рособоронэкпорта" Анатолий Исайкин недавно заявил, что считает Иран ценным клиентом. При этом он подчеркнул, что продажа оружия Ирану не запрещена какими-либо международными соглашениями.
Отмененные санкции против четырех российских учреждений были введены в разные годы.
Меры против "Рособоронэкспорта" начали действовать в октябре 2008 года, они были введены на два года. Администрация предыдущего президента Джорджа Буша объяснила их тем, что российская корпорация нарушила американский закон о запрете обмена с Ираном, Сирией и КНДР оборудованием и технологиями, которые могут быть использованы в развитии оружия массового поражения, крылатых или баллистических ракетных систем.
В то время "Рособоронэкспорт" заявил, что продавал Ирану только оборонное, а не наступательное оружие и назвал решение Вашингтона "проявлением недобросовестной конкуренции".
Тульское КБ приборостроения попало в "черные списки" США в апреле 1999 года, поскольку, по заявлению США, предоставило Ирану противотанковые управляемые ракеты.
Недовольство Путина
Вашингтон ввел санкции против Химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева и Московского авиационного института еще в январе 1999 года. Объявляя об этих ограничениях, тогдашний министр энергетики США Билл Ричардсон заявил, что два российских института "прямо поддерживают усилия Ирана, направленные на разработку ядерного оружия".
Агентство Associated Press отмечает, что в ходе недавнего визита в Москву главы Госдепа США Хиллари Клинтон премьер-министр Владимир Путин публично выразил недовольство санкциями, действующими против российских компаний.
Ограничения, существовавшие в отношении четырех российских организаций, предполагали, что американские государственные структуры не могут каким бы то ни было образом сотрудничать с любой из перечисленных в списке организаций, которые, в свою очередь, лишаются возможности закупать в Соединенных Штатах военную технику или получать связанные с обороной услуги.