Хиллари Клинтон в ходе переговоров на высоком уровне в Пекине назвала рост напряженности на Корейском полуострове вопросом, требующим «непосредственного внимания» и потребовала от Китая активнее сотрудничать с США по этой проблеме.
Таким образом госсекретарь пыталась заставить Китай отойти от позиции напускного нейтралитета, которую он занимает в вопросе о гибели южнокорейского военного корабля. Корабль затонул 26 марта, по-видимому, в результате торпедной атаки, в которой международная следственная группа недвусмысленно обвиняет Северную Корею. По мнению американских официальных лиц, Пекину следует признать ответственность своего союзника.
Г-жа Клинтон заговорила об этом на открытии двухдневного саммита «Стратегический и экономический диалог», на который обсуждать с Китаем экономические вопросы и проблемы безопасности прибыли 200 американских чиновников.
Хотя эскалация напряженности между двумя Кореями, судя по всему, должна возглавить повестку саммита, на нем также будут рассматриваться и другие поводы для разногласий между Вашингтоном и Пекином. В том числе будут подниматься вопросы о валютной политике Китая и о том, как следует вести себя с вплотную подошедшим к ядерному статусу Ираном.
Несмотря на то, что торговая война все еще вполне возможна, министр финансов США Тимоти Гайтнер (Timothy Geithner) считает, что США с Китаем напротив следует стремиться снизить торговые барьеры и создать более сбалансированную глобальную экономику.
Кроме того, на переговорах будет обсуждаться кризис евро, который сейчас отвлекает внимание от валютной политики Китая и от вопросов о том, когда, наконец, Пекин позволит курсу юаня к доллару США вновь начать расти.
Г-жа Клинтон утверждает, что Северную Корею необходимо призвать к ответу за инцидент с потоплением «Чхонана», в результате которого погибли 46 южнокорейских моряков. Призывая Китай сотрудничать с Соединенными Штатами, она потребовала положить конец провокационному поведению Пхеньяна и его «угрожающей и воинственной» политике.
Тем временем, атмосфера в Сеуле продолжает накаляться. Президент Южной Кореи Ли Мен Бак (Lee Myung-bak) заявил, что Север будет наказан за свою торпедную атаку.
«Долгое время мы раз за разом сносили жестокие выходки Северной Кореи… Но сейчас все совсем иначе. Северная Корея сполна заплатит за свои провокации», - подчеркнул г-н Ли.
Как многие и предсказывали, г-н Ли пообещал сегодня же представить дело о торпедировании корабля на рассмотрение Совета безопасности ООН. Кроме этого президент предпринял, по выражению аналитиков, «осторожные, но жесткие меры», объявив, что он заморозит весь товарообмен между Кореями и наложит строгий запрет на проход северокорейских судов через южнокорейские воды.
Его правительство также запретило посещать Южную Корею, торговать с ней и инвестировать средства в ее экономику. Сверх того, Южная Корея планирует уменьшить число рабочих в совместной заводской зоне на пограничных северокорейских территориях, которая долго время служила руководству КНДР важным источником дохода.
На церемонии открытия пекинского «Стратегического и экономического диалога» напротив г-жи Клинтон стояли вице-премьер Китая Ван Цишань (Wang Qishan) и член Государственного совета Дай Бинго (Dai Bingguo). Намекая на волновавшую делегатов ситуацию вокруг Ирана и Северной Кореи, г-н Дай заметил, «любые попытки разжечь конфликт и развязать войну – горячую, холодную, или даже теплую - в современном мире не стяжают популярности и ни к чему не приведут».