Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
С ноткой нескрываемого злорадства израильские СМИ сообщили на прошлой неделе о том, что в ходе встречи с еврейскими членами конгресса США президенту Бараку Обаме было объявлено, что он "наступил на несколько мин" во время своих неосторожных действий на Ближнем Востоке.
Делегация конгрессменов покинула Белый дом в хорошем настроении, в надежде на то, что президент, подорвавшись на ближневосточных минах, будет впредь гораздо более осторожен. Судя по всему, администрация Обамы уже поняла, что им не удалось добиться успеха там, где потерпели фиаско все предыдущие правительства.
Если мира с арабами все равно не получится, то зачем ему в таком случае ссориться с евреями? Республиканцы угрожают через шесть месяцев захватить обе палаты конгресса – ничего страшного не произойдет, если израильская оккупация будет продолжаться еще 43 года.
Попытки ухаживания Обамы за еврейскими функционерами напоминает паломничество наших секулярных функционеров к раввину Овадье Йосефу. Встрече с еврейскими членами конгресса предшествовал ужин с Эли Визелем за президентским столом, в ходе которого лауреат Нобелевской премии мира призвал американскую администрацию вывести Иерусалим за рамки палестино-израильских переговоров; на двух высокопоставленных представителей национального совета безопасности Белого была возложена важная миссия – успокоить взволнованных руководителей Антидиффамационной лиги; генеральный директор Белого дома, Рам Эммануэль, провел душевную беседу с обеспокоенными раввинами.
Еврейские деятели вернулись домой довольными; им было обещано, что Обама не станет оказывать давление на правительство Нетаньяху в вопросе возвращения территорий. Иными словами: не хотите мира – и не надо.
Возможно, отказ Обамы от своего мирного плана ("Иерусалим – вечный дом евреев, христиан и мусульман... пришло время положить конец поселениям... кризисная ситуация в Газе не служит интересам безопасности Израиля" - каирская речь, 4.06.2009), сделает особенно щедрыми несколько еврейских богачей, жертвующих деньги демократической партии. Однако я вовсе не уверен, что новый поворот в политике американского президента ("все в порядке, нет никаких проблем") в отношении правого правительства Нетаньяху вызовет восторг у широкой еврейской общественности, еврейского электората демократической партии.
Подавляющее большинство еврейских избирателей США не интересует этническое происхождение и религиозная принадлежность конгрессменов, которых они поддерживают по политическим и идеологическим мотивам. Лишь немногим из них известны имена членов различных еврейских и произральских лобби, с которыми любезничают Обама и его люди.
Покидая в спешке ближневосточное минное поле, Барак Обама вступил на минное поле в своей собственной стране. Он не отдает себе отчет в том, что американское еврейство последовательно отдаляется от Израиля; две крупнейшие еврейские общины мира отдаляются друг от друга. Подавляющее большинство евреев США (78%) отдало свои голоса Обаме и кандидатам от демократической партии на выборах в конгресс.
Питер Байнерт, выходец из ультраортодоксальной еврейской семьи, описывает в своем публицистическом эссе, опубликованном в последнем номере "Нью-Йорк-ревю оф букс" растущее отчуждение американских евреев от сионистских идей. В первую очередь речь идет о молодежи. Нью-йоркский профессор политических наук пишет следующее: "Все меньше и меньше евреев, придерживающихся либеральных взглядов, остаются сионистами, и все меньше евреев, придерживающихся сионистских взглядов, остаются либералами". Байнерт пишет,что в 2008 году сенат еврейских студентов Университета Брандейса (большая часть учащихся в нем – евреи) отклонил большинством голосов предложение отметить 60-й День Независимости Израиля.
Еврейские избиратели Обамы больше не верят в несчастного израильского Самсона, отбивающегося от многочисленных врагов. Идею, которую с успехом продают израильские правые на местном рынке. Еврейскому студенту в Принстоне более близким кажется студент-мусульманин, сосед по университетской скамье, чем Эфи Эйтам, специальный посланник Нетаньяху, занятый разъяснительной работой в американских университетских кампусах, призывающий изгнать из кнессета арабских депутатов.
Еврейская женщина-адвокат из Лос-Анджелеса не в состоянии понять, почему палестинскую семью, беженцев из квартала Катамон, выселяют из ее дома в Шейх Джерах и заселяют в этот дом поселенцев из праворадикального лагеря. Еврейский лектор из Бостона не в состоянии объяснить своим детям, почему израильтяне не позволили профессору Гарвардского университета Ноаму Хомски выступить в университет Бир-Зейт в Рамалле.