Россия и Иран в среду публично обменялись едкими замечаниями, продемонстрировав напряженность в своих многолетних союзнических отношениях. Это было вызвано тем, что Москва поддержала новый пакет инициированных Америкой санкций, направленных против иранской ядерной программы.
Во время телевизионного выступления в Иране президент Махмуд Ахмадинежад обрушился с критикой на своих российских партнеров, которые на прошлой неделе вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН согласились с проектом новой резолюции о санкциях карательного характера против иранских финансовых организаций и стран, предлагающих Ирану ядерные технологии.
"Нам не нравится, что наш сосед поддерживает тех, кто на протяжении 30 лет демонстрирует свою враждебность по отношению к нам, - заявил Ахмадинежад в своем выступлении, которое транслировалось из южного иранского города Керман, - это неприемлемо для иранского народа. Я надеюсь, что они обратят на это внимание и внесут коррективы в свои действия".
"Я на месте российских руководителей занял бы более осторожную позицию", - сказал он.
Это заявление прозвучало на следующий день после того, как посол Ирана в Москве выразил надежду, что Россия отговорит остальных членов Совбеза от введения санкций, и предупредил, что Москва рискует стать объектом манипуляций со стороны Соединенных Штатов.
"России не следует считать, что кратковременное сотрудничество с Соединенными Штатами в ее интересах, - заявил посол Махмуд Реза Саджади (Mahmoud-Reza Sajjadi), - тот зеленый свет, который Соединенные Штаты показывают России, будет гореть недолго".
Высокопоставленный кремлевский представитель заявил в среду, что Россия руководствуется собственными долгосрочными интересами, и что "наша позиция не может быть ни проамериканской, ни проиранской".
Этот представитель, Сергей Приходько, далее сказал, что Россия отвергает экстремизм и непредсказуемость на мировой арене, и что "те, кто выступают от имени дружественного народа Ирана", должны помнить об этом.
"Никому и никогда не удавалось сохранить свой авторитет за счет использования политической демагогии, - отметил Приходько в своем выступлении, которое опубликовало российское информационное агентство "Интерфакс", - и я уверен, что это доказывает сама тысячелетняя история Ирана".
Россия традиционно препятствует санкциям против Ирана, считая его своим важным союзником в регионе. Но в конце прошлого года она начала постепенно менять эту позицию, когда иранское руководство отвергло составленный при помощи России и выдвинутый при посредничестве ООН план по обогащению урана, который был нацелен на снижение конфронтации из-за ядерной программы Тегерана.
Когда над Ираном нависла угроза новых санкций, он снова пошел на некий компромисс, заключив в этом месяце соглашение с Бразилией и Турцией об отправке части своих запасов обогащенного урана за границу для дальнейшей переработки.
Но это новое соглашение также вызывает трения, особенно между Соединенными Штатами и Бразилией. Разозлившись на негативное отношение США к этой сделке, бразильское руководство в среду представило копию полного текста письма на трех страницах, которое президент Обама направил в апреле президенту Бразилии Луису Инасиу Луле да Силве. Оно заявило, что именно это письмо легло в основу достигнутого в Тегеране соглашения.
Бразильские официальные лица "по-прежнему пребывают в некоем замешательстве", не понимая, почему американские руководители отвергли эту сделку, заявил высокопоставленный представитель Бразилии. "Письмо было написано самым высоким руководителем, и все в нем было предельно ясно".
Обама в этом письме сообщает, что согласие Тегерана на отправку из страны 1200 килограммов низкообогащенного урана "помогло бы укрепить доверие и снизить региональную напряженность" за счет существенного сокращения урановых запасов в Иране. Вместе с тем, он четко дал понять, что Соединенные Штаты будут и дальше выступать за введение санкций, оставив "двери открытыми для взаимодействия с Ираном".
Представитель США в Организации Объединенных Наций Сюзан Райс (Susan E. Rice) заявила, что письмо Обамы да Силве не следует рассматривать изолированно. "Ни один документ, ни одно обсуждение не могут полностью охватить весь комплекс дискуссий и достигаемое там взаимопонимание", - сказала она.
Ряд государств во главе с США подозревает, что Иран занимается обогащением урана, потому что хочет создать ядерное оружие. Совет Безопасности неоднократно призывал Иран прекратить работы по обогащению. Иранцы игнорируют это требование, заявляя, что имеют полное право на обогащение урана до относительно низкой степени концентрации, чтобы использовать его в реакторах.
На прошлой неделе российский министр иностранных дел Сергей Лавров осторожно высказался в поддержку проекта резолюции Совета Безопасности, которым предусматривается четвертый пакет санкций против Ирана. Однако он подчеркнул, что проект должен быть одобрен непостоянными членами совета, и призвал госсекретаря Хиллари Клинтон рассмотреть последнее предложение Тегерана, касающееся обогащения урана в Турции.
Напряженность между Москвой и Тегераном нарастает и из-за запланированных поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300. Россия временно приостановила выполнение этого контракта, но не отказалась от него полностью. Вашингтон давит на Москву, пытаясь заставить ее отказаться от поставки ракет, при помощи которых Иран сможет сбивать американские и израильские боевые самолеты, если те попытаются бомбить его ядерные объекты.
При участии Алексея Баррионуэво (Alexei Barrionuevo).