Обеспокоенная тем, что спустя почти 2 года после войны с Россией Запад ее забыл, Грузия укрепляет связи с Ираном и Турцией, чтобы противостоять влиянию Москвы на Кавказе, говорят аналитики.
За последние 10 дней Грузию посетили турецкий премьер Тайип Эрдоган и высокопоставленный иранский дипломат - Тбилиси пытается оживить свои отношения с историческими державами Черного моря и Кавказского региона.
Грузинское прозападное правительство изображалось как ролевая модель постсоветского демократического развития бывшим американским президентом Джорджем Бушем и Вашингтоном, который сильно поддерживал маленькое кавказское государство в его конфликтах с Россией.
Однако некоторые аналитики обнаружили снижение интереса при президенте Бараке Обаме, который попытался перезагрузить связи с Россией, которые после войны с Грузией августа 2008 года упали до уровня после Холодной войны.
"В условиях снижения внимания к Грузии со стороны США и Европы у Тбилиси не было другого выбора кроме как искать активных взаимоотношений с двумя возрождающимися державами Турцией и Ираном", говорит глава тбилисского Института стратегии и развития Андро Барнов (Andro Barnov).
"В противном случае Тбилиси рискует остаться лицом к лицу с Россией, которая вознамерилась восстановить контроль над своим бывшим советским "задним двором"".
Американский сенатор и бывший республиканский кандидат в президент Джон Маккейн - постоянный ярый сторонник Грузии - на прошлой неделе выступил с критикой Обамы, который демонстрирует меньше внимания Грузии.
"Грузины ощущают, что Вашингтон предает их интересы в пользу Москвы по цене кнопки перезагрузки", сказал Маккейн на конференции в Центре Никсона, в соответствии с подготовленными комментариями на своем веб-сайте.
Неоднозначный иранский президент Махмуд Ахмадинежад, один из главных глобальных врагов Вашингтона, кажется наименее подходящим партнером для яростно прозападного грузинского президента Михаила Саакашвили.
Однако на прошлой грузинский замминистра иностранных дел Нино Каландадзе провозгласила "новую стадию" в отношениях с Ираном, когда принимала спикера МИД Исламской Республики Рамина Мехманпараста.
Мехманпараст сказал, что он обсудил возможность визита в Грузию самого Ахмадинежада, так же как и запланированный на июнь официальный визит министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки.
Кроме того, грузинский премьер Ника Гилаури планирует побывать в Тегеране.
Теплота отношений между Тбилиси и Анкарой стала очевидной, когда Саакашвили принимал Эрдогана в черноморском городе Батуми в начале месяца. Эрдоган посетил новый люксовый отель, построенный с участием турецких инвестиций.
"Редко встречается такое правильное разрешение вопросов, такое эффективное межправительственное сотрудничество, как у нас с Турцией", сказал Саакашвили. Турция - крупнейший торговый партнер Грузии.
Саакашвили наградил Эрдогана, которого он назвал "величайшим другом Грузии", Орденом Золотого руна за его вклад в развитие двусторонних отношений.
аналитики говорят, что Тбилиси ищет укрепления связей в черноморском и кавказском регионе с Турцией и Ираном, чьи османские и персидские предки веками соперничали с Россией за влияние.
"Грузия хочет помешать Москве взять на себя роль первой скрипки на Кавказе", сказал AFP Торнике Шарашенидзе, аналитик из грузинского Института общественных дел.
"С этой целью Грузия хочет, чтобы Турция и Иран играли более активную роль в регионе".