Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не было корейское нападение ошибкой?

Вашингтон опасается, что приказ о торпедной атаки, из-за которой Северная и Южная Корея находятся на грани войны, был отдан Ким Чен Иром. Однако по словам самого неправдоподобного дипломата Америки, это все может оказаться большим недоразумением.

© REUTERS/Lee Jae-WonКим Чен Ир
Ким Чен Ир
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вашингтон опасается, что приказ о торпедной атаке, из-за которой Северная и Южная Корея находятся на грани войны, был отдан Ким Чен Иром. Однако по словам самого неправдоподобного дипломата Америки, это все может оказаться большим недоразумением.

Возможно ли, что самоназванный «пахан», владелец шашлычной в северном Нью-Джерси, знает, что же на самом деле происходит в Северной Корее, которая находится в открытом конфликте с Сеулом из-за потопленного южнокорейского корабля?

Американские дипломаты и агенты ФБР признают, что Роберт «Бобби» Иган (Robert “Bobby” Egan), владелец шашлычной Cubby’s в городке Хэкенсэк, Нью-Джерси, за последнее десятилетие умудрился превратить себя в важного – хотя и дико маловероятного – посредника между Соединенными Штатами и Пхеньяном.

Пятидесятидвухлетний житель Нью-Джерси, гордо повествующий о том, как вырос среди мафиози, и разговаривающий как Тони Сопрано из сериала «Клан Сапрано», рассказал нашему изданию, что за последние недели он контактировал с северокорейскими представителями десятки раз, и что его заверили в том, что торпедная атака на южнокорейский корвет, приведшая к смерти 46 моряков, была ошибкой.

Иган говорит, что представители Северной Кореи убедили его в том, что лидер страны Ким Чен Ир не отдавал приказа об атаке, несмотря на отчеты американских разведслужб, утверждающих обратное, и что Северная Корея жаждет отвести от себя угрозу военного противостояния, хотя и не понимает, как вести переговоры с Вашингтоном.

Иган говорит, что после более чем десяти лет ведения дел с северокорейцами он уверен, что Ким Чен Ир – хотя он болен и быстро стареет – «абсолютно адекватен» и не стал бы отдавать приказ о таком ясно выраженном акте агрессии.

Иган говорит, что среди его контактов – дипломаты северокорейской миссии в ООН, которые являются единственными дипломатическими представителями страны в Соединенных Штатах, а также несколько корейцев, проживающих в окрестностях Нью-Йорка и имеющих связи в высокопоставленных кругах Пхеньяна.

«Мне сказали, что Пхеньян абсолютно точно не санкционировал это, - говорит Иган по поводу атаки 26 марта. – Это произошло на местном уровне в армии, и это было ошибкой. Если держать палец на курке в течение 60 лет, время от времени будет осечка».

Соединенные Штаты говорят, что у них есть убедительные доказательства того, что Северная Корея несет ответственность за нападение, хотя никакого четкого объяснения о том, кто и почему отдал приказ о запуске торпеды, до сих пор не было предоставлено. Представитель Госдепартамента отказался прокомментировать заявления Игана. В частных разговорах американские чиновники уже давно списывают Игана со счетов, называя его авантюристом, вмешивающимся в чужие дела и способным нанести серьезный ущерб американской внешней политике, хотя они и не отрицают реальность его контактов с представителями Северной Кореи.

Николас Сейчени (Nicholas Szechenyi), специалист по Северо-Восточной Азии в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, говорит, что у него нет способа узнать, правдивы ли утверждения Игана и его северокорейских контактов по поводу текущего кризиса.

Однако, если это так, говорит он, то возникает пугающая перспектива развала системы органов военного управления в Северной Корее – и вышедшего из подчинения командира подлодки, атаковавшего южнокорейский корабль без предварительных консультаций с Пхеньяном. «Если там такие проблемы с контролем, каких еще ужасающих нападений нам ожидать в ближайшем будущем?» - задается вопросом Сейчени. (Северокорейская миссия в Нью-Йорке не ответила на звонок с просьбой прокомментировать ситуацию.)

Разговаривая со мной из своей шашлычной, которую он как раз готовил к открытию, Иган (чьи поразительные приключения в мире американской внешней политики описаны в его новой книге «Обедая с врагом: как я боролся за мир с Северной Кореей из своей шашлычной в Хэкенсэке»/Eating with the Enemy: How I Waged Peace with North Korea from My BBQ Shack in Hackensack) говорит, что администрация Обамы должна «прямо сейчас» смягчить свою риторику, направленную против Северной Кореи, и понять, что Пхеньян не стремится к войне.

Иган говорит, что пытался убедить дипломатов северокорейской миссии в Нью-Йорке, что Пхеньяну следует обнародовать информацию о потоплении корвета. Северокорейское правительство отрицает нападение на южнокорейский корабль.

Иган говорит, что корейцы рассказали ему, что южнокорейское судно подошло слишком близко к северокорейским водам, что могло привести к панике, результатом которой и стал выстрел торпеды, произведенный без указаний из Пхеньяна.

Его совет Северной Корее? Он говорит, что сказал им: «если вы сделали это, не отрицайте – вы должны выйти и поговорить об этом». Он говорит, что дипломаты в Нью-Йорке пообещали передать его совет в Пхеньян.

Это уже не первый раз, когда он пытается снять напряженность между Пхеньяном и Вашингтоном.

Во время опасного противостояния 2002 года с администрацией Буша по поводу ядерной программы Северной Кореи, Иган провел меня (я тогда работал вашингтонским корреспондентом газеты New York Times) в северокорейскую миссию в Нью-Йорке. Иган договорился для меня об интервью с высокопоставленным северокорейским дипломатом, чье публичное обещание сотрудничать с Вашингтоном с целью закрыть секретные объекты Пхеньяна по обогащению урана стало сенсационным материалом, напечатанным на первой странице New York Times, и было благожелательно встречено в Белом доме.

Как и все остальное в жизни Игана, история о том, как он связался с северокорейцами, запутана и связана с давним интересом Игана в судьбе американских солдат, пропавших во время войн в Корее и Вьетнаме. Вопрос пропавших без вести свел его с чиновниками во вьетнамском правительстве, а те, по словам Игана, познакомили его с северокорейскими чиновниками.

Человек без полного среднего образования, которому, казалось, был предначертано вести преступную жизнь, Иган превратил Cubby’s, знаменитый среди жителей северного Нью-Джерси своими ребрышками на гриле, которые ресторанный гид Zagat’s описал как «такие нежные, что мясо отваливается от кости», в свой собственный маленький Кемп-Дэвид, где по стенам развешаны фотографии его многочисленных друзей из северокорейской миссии в Нью-Йорке.

Все эти годы он кормил северокорейцев и помогал им получать медицинское и стоматологическое обслуживание. На сайте, созданном для его книги, опубликован его секретный рецепт ребрышек, в котором много кетчупа и сиропа Каро – «рецепт,  который завоевал северокорейцев».

Он описывает северокорейских дипломатов в Нью-Йорке как «довольно одиноких» и жаждущих, как и их хозяева в Пхеньяне, найти способ покончить с изоляцией их страны. «Они не превратили себя в государство-отшельник, - настаивает Иган. – Они пытались обратиться к миру. Но каждый раз, когда они делали это, мы толкали их назад».

Он говорит, что администрация Обамы так же, как и ее предшественники, заблуждается в своей решимости изолировать Северную Корею, создавая цикл противостояний с Пхеньяном, способный однажды привести к новой Корейской войне, но на этот раз с использованием ядерного оружия.

Он говорит, что для США решение очень простое: установить полноценные дипломатические отношения с Пхеньяном, открыть посольства и начать переговоры – Северная Корея уже говорила, что хочет всего этого. Иган говорит, что он уверен, что этого до сих пор не произошло из-за Министерства обороны, жаждущего сохранить многочисленное американское военное присутствие в Южной Корее для отражения долгосрочных угроз со стороны Китая и России. «По поводу Северной Кореи распоряжается Пентагон», - говорит он.

В ресторан начали прибывать первые посетители, и в заключение нашей беседы Иган говорит, что вновь готов сыграть роль неофициального посредника в переговорах между США и Пхеньяном, но что Вашингтон не связывался с ним.

«Если я нужен Обаме, он знает, где меня найти, - говорит полушутя Иган. – У них в Вашингтоне есть мой номер».

Филипп Шенон, бывший журналист New York Times, занимавшийся журналистскими расследованиями, является автором книги «Комиссия: История расследования 11 сентября без купюр» (The Commission: The Uncensored History of the 9/11 Investigation).