Начальник нового пентагоновского командования по кибернетической безопасности одобрил в четверг идею о проведении переговоров с Россией, касающихся предложения об ограничении военных атак в киберпространстве, что стало важным изменением в политике США.
Соединенные Штаты долгие годы выступали против предложений России о заключении своего рода "договора о контроле вооружений", в котором речь должна идти о кибернетическом оружии. При этом Вашингтон отмечал, что международное сотрудничество должно сначала сконцентрировать усилия на борьбе с киберпреступностью. Россия стремилась заручиться поддержкой для заключения в рамках ООН договора об ограничении применения кибернетического оружия, такого как машинные программы, способные уничтожать компьютерные системы противника.
"То, что предложила Россия, это, пожалуй, отправная точка для начала международных дебатов, - заявил в четверг генерал Кейт Александер (Keith Alexander), выступая в вашингтонском аналитическом Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), - мы должны тщательно изучить эти предложения и, видимо, сделаем это".
Соединенные Штаты в прошлом с недовольством смотрели на российские предложения еще и потому, что такой договор не помешает странам использовать третьи стороны для ведения кибервойн. Специалисты по кибербезопасности отмечают, что Россия и Китай пользуются услугами доверенных организаций для проведения атак против своих противников. Якобы именно так Россия поступила в 2008 году в своих действиях против Грузии. Китай и Россия такие обвинения отвергают.
Администрация Обамы начала пересматривать свою позицию по данной проблеме, поскольку она придает особое значение взаимодействию с противниками США по целому ряду вопросов, связанных с национальной безопасностью.
Представители администрации в последние два месяца проводят на рабочем уровне попытки зондирования почвы в контактах с российскими коллегами, о чем говорят знакомые с этим вопросом люди. В конце прошлого года российские представители также приезжали в США, где провели встречи с руководителями из госдепартамента, из министерства внутренней безопасности и правоохранительных органов по вопросам кибербезопасности.
Генерал Александер стал первым официальным американским руководителем, сделавшим публичное заявление на данную тему, что свидетельствует о новой готовности к переговорам. "Нам надо провести на этом пути разграничительные линии", обозначив, что страны могут, а чего не могут делать в киберпространстве, сказал он. Генерал добавил, что администрации следует рассмотреть российское предложение и выступить с встречным предложением.
"Это говорит о серьезном сдвиге в мышлении администрации, и это можно истолковать как пробный шаг" в сторону русских, сказал Джеймс Льюис (James Lewis), руководивший подготовкой важного доклада для Центра стратегических и международных исследований на тему кибернетической безопасности.
Комментарии генерала Александера помогут снять ту обеспокоенность, которую втайне выражают многие государства по поводу намерений нового киберкомандования Пентагона, заявил Льюис. Кое-кто опасается, что оно станет для США механизмом доминирования в киберпространстве. Соединенные Штаты заявляют, что киберкомандование сосредоточит свои усилия на защите военных сетей и проведении военных операций в киберпространстве.
Генерал Александер, который также занимает должность директора Агентства национальной безопасности США, постарался снизить похожие опасения по поводу воздействия киберкомандования на конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.
Киберкомандование, если его об этом попросят, будет оказывать "поддержку" министерству внутренней безопасности в защите государственных сетей и ключевой инфраструктуры, сказал он. Военные также крайне заинтересованы в обеспечении безопасности ряда частных сетей, например, в энергетике, потому что армия получает 90 процентов электроэнергии на свои нужды из частного сектора, отметил генерал.
Обеспокоенность по поводу конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни "обоснованна", подтвердил Александер, но обществу не следует беспокоиться о тесном взаимодействии Агентства национальной безопасности с киберкомандованием, потому что руководители АНБ подготовлены в этом вопросе и выполняют "жесткие и строгие требования", касающиеся защиты неприкосновенности частной жизни американцев.
Генерал признал необходимость завоевать доверие общества, отметив при этом, что у него четыре дочери, которые активно пользуются Интернетом, в связи с чем он хочет защитить и их частную жизнь. "Ключ к решению этой проблемы заключается в ответе на следующий вопрос: как нам убедить американский народ, Конгресс и всех остальных, что мы все делаем правильно, - сказал он, - сделать это будет непросто".
Государству также надо упорно поработать в целях защиты своих киберсекретов. Оно ускорило работу по совершенствованию защиты своих военных сетей после серии взломов секретных систем в 2008 году, сказал Александер. В комментариях после своего выступления генерал также впервые публично признал, что имели место случаи взломов, проникновений и кражи программ, относящихся к оружию, установленному на едином ударном истребителе (Joint Strike Fighter). Wall Street Journal сообщала в прошлом году о таких проникновениях.