Когда в 2007 году Россия установила свой флаг на дне Арктического океана прямо под Северным полюсом, канадское правительство объявило это трюком с незаконным захватом земли.
Но когда федеральный министр по северным делам Чак Строл (Chuck Strahl) встретился с человеком, управлявшим подлодкой, доставившей к полюсу российский флаг, Артур Чилингаров первым делом пригласил его на конференцию.
«Он очень хотел сотрудничать с нами – заявил Строл из Осло, где он встретился с Чилингаровым на этой неделе. – Я сказал ему ‘Дайте нам больше информации’.»
И таков, по словам Строла, новый тон канадско-российских отношений за Полярным кругом. Вместо того, чтобы брюзжать по поводу высадки парашютных десантов или пролета бомбардировщиков, две страны ведут себя цивильно.
«Ситуация улучшается, - сказал Строл. – Очевидно, что все меняется. Похоже, что интерес [к сотрудничеству] растет».
В этом году министр иностранных дел Канады Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon) встречался со своим российским коллегой уже четыре раза. А министерство Строла подписало с Россией соглашение с обещаниями сотрудничества по вопросам экономического и социального развития коренных жителей северных территорий.
Недавно две страны обсудили возможность совместной работы по составлению карт дна Арктического моря. Ведутся переговоры по поисково-спасательному соглашению.
Строл был в России в конце прошлой недели и говорит, что за те несколько дней, что он провел в стране, все – от студентов университета до депутатов российского парламента – спрашивали его об организации программ обмена с Канадой.
«Все, с кем я разговаривал, от интеллектуальных групп в университетах до коренных жителей территорий, демонстрируют настоящую открытость и желание работать вместе».
Ну, да, говорит эксперт по Арктике и профессор международного права в Университете Британской Колумбии Майкл Байерс (Michael Byers). Но из берлоги выходит не медведь, а бобр (бобр – национальное животное Канады – прим. перев.).
«Мне кажется, что правительство Харпера, наконец, осознало тот факт, что Россия хочет сотрудничать в Арктике», - сказал Байерс.
«В риторике канадского правительства произошли изменения. Г-н Кэннон по-новому протягивает России руку».
Что же касается встречи с Чилингаровым – который является знаменитостью в своей родной России – Строл говорит, что не стал упоминать пресловутую установку флага.