Далекая Киргизия ставит мировое сообщество перед жгучей дилеммой. В ходе вспышек этнического насилия между киргизами и узбеками на юге страны было убито более 100 человек, а тысячи беженцев бежали в Узбекистан. События угрожают перерасти в гражданскую войну, в перспективе способную привести и к более масштабному региональному конфликту.
Тревожная перспектива. Извилистые границы в регионе были проложены десятилетия назад по прихоти Иосифа Сталина, руководствовавшегося правилом «разделяй и властвуй». Как следствие, бесконечно тянутся споры о земле и скудных водных ресурсах. Исламистские боевики укрываются в плодородной Ферганской долине, северный район которой подпадает под контроль Киргизии. Вдоль долины проходит основной путь торговли наркотиками. В Киргизии расположена американская база в Манасе, которая играет ключевую роль в операциях НАТО в Афганистане.
У временного киргизского правительства, свергнувшего в апреле дискредитировавшего себя президента Курманбека Бакиева, мало шансов покончить с насилием, опираясь лишь на собственные силы. Временная администрация еще не обрела статус законности посредством выборов, и до октября этого не произойдет. Временное правительство предупредило, что не справляется с ситуацией и попросило помощи у России.
Вмешательство России может вызывать глубокий дискомфорт. Слишком свежи в памяти события в Грузии двухлетней давности, когда Россия пыталась выдать свое вторжение в Южную Осетию за гуманитарную миссию. Москва, со своей стороны, сама не стремится к одностороннему вмешательству. Она настаивает, что может сделать это только от лица Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - это объединение полудюжины бывших советских республик, в котором Россия играет ведущую роль. Президент Дмитрий Медведев, возможно, опасается риска «перезагрузки» отношений с США и оттягивает запланированный на следующую неделю визит в Вашингтон.
Однако при том, что время является существенным фактором, а другие страны не спешат на подмогу, у обеих сторон, возможно, нет иной альтернативы, кроме как согласиться на участие России. Российское вмешательство должно, однако, проходить на известных условиях. Россия должна выступать от лица по меньше мере, ОДКБ, а лучше более широкого многостороннего представительства. В идеале, вмешательство России должно быть поставлено на законную основу выдачей мандата Организации Объединенных Наций, а позднее, в случае необходимости, ей следует уступить место миротворческим силам ООН.
В любом случае, Москва должна отнестись к вмешательству как к серьезной проверке. Ее роль должна заключаться в стабилизации страны и подготовке к действительно свободным выборам. Россия не должна поддаться искушению использовать вмешательство, чтобы вернуть себе власть над Киргизией или свести старые счеты, прогнав США с базы «Манас», на что она толкала бывшего президента Бакиева. Только тогда можно будет надеяться увидеть какие-то конкретные плоды «перезагрузки».