Москва. Гигантомания в России. В моде теперь огромные государственные холдинги: Газпром в газовом секторе , «Ростехнологии» в оборонной отрасли и «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) в авиастроении уже стали монополистами. Теперь на очереди превращение в монополиста «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).
ОСК ведет переговоры о приобретении обоих санкт-петербургских судостроительных предприятий – «Северной верфи» и «Балтийского завода». Обе эти верфи пока принадлежат питерскому банкиру и сенатору от Тувы Сергею Пугачеву. На них производятся как боевые корабли – в том числе и фрегаты для Индии, - так и крупные грузовые суда.
Однако у Пугачева возникли проблемы с деньгами. Недавно агентство Fitch понизило рейтинг принадлежащего ему Международного промышленного банка. Ссуду в 200 миллионов евро он сможет вернуть лишь в том случае, если откажется от своих верфей. Все поступающие на этот счет сообщения сходятся на том, что сделка будет завершена до 20 июня. О цене покупки все еще ведутся интенсивные дискуссии. Сам Пугачев оценивает стоимость находящихся в его собственности акций двух верфей в два миллиарда долларов, а официальный представитель его промышленного холдинга назвал даже сумму 2,3 миллиарда евро.
Споры по поводу цены
ОСК не хочет платить больше 660 миллионов евро. Эту сделку предполагается провести через один из государственных банков.
Помимо этого, ОСК недавно получила на основании президентского указа блокирующие миноритарные пакеты акций еще 14 небольших российских верфей. Кроме того, холдинг посматривает и на иностранные активы. По данным главы ОСК Романа Троценко, холдинг в этом году получит 50 процентов акций большой морской судостроительной компании Black Sea Shipyard в Николаеве. По словам Троценко, это была раньше одна из самых современных советских верфей, на которой даже строились авианосцы.
Но сегодня кампания находится в сложном положении – заказов нет, и нет средств для того, чтобы поднять производство на современный уровень. К тому же в конце мая суд признал проведенную в 2003 году приватизацию этой верфи незаконной. С другой стороны, возвращение в государственную собственность этого предприятия может только облегчить передачу пакета его акций России.