Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Комиссия по расследованию обстоятельств перехвата турецкого корабля "Мави Мармара" совершенно не интересует президента США Барака Обаму. Для него это представляет не более, чем досадную помеху, от которой он намерен избавиться с помощью "комиссии по расследованию", к которой он полностью безразличен.
У Обамы есть иная, главная, цель: широкомасштабный план мирного урегулирования на Ближнем Востоке, который будет представлен конфликтующим сторонам и ООН в период между сентябрем и ноябрем текущего года. Этот план будет составлен комиссией в составе одного человека, комиссией Барака Обамы.
Почти десять лет назад действовала международная комиссия по расследованию, одним из высокопоставленных участников который был представитель Турции (бывший президент Сулейман Демирель). Эта комиссия пыталась одновременно обратить свой взгляд в прошлое и в будущее. Комиссия, которую возглавлял бывший сенатор Джордж Митчелл, должна была установить, кто несет ответственность за начало массовых беспорядков, случившихся в сентябре-октябре 2000 года, за три недели до ее создания.
За те несколько месяцев, которые потребовались комиссии, чтобы представить свой отчет, Ариэль Шарон победил на выборах Эхуда Барака, Билл и Хиллари Клинтон покинули Белый дом, уступив его новому хозяину, Джорджу Бушу-младшему. Буш унаследовал от своего предшественника Джорджа Митчелла и его помощника Фреда Хофа, которые продолжали контактировать с израильтянами, палестинцами и сирийцами.
Эхуд Барак хорошо помнит, как параллельно с созданием комиссии Митчелла он всерьез рассматривал возможность принять инициативу председателя Ликуда, Ариэля Шарона, и другого ликудовского лидера Сильвана Шалома, предложивших свои кандидатуры на посты министра финансов и главы МВД - в рамках создания широкой коалиции, чтобы предотвратить падение действующего правительства. Против этого категорически выступил Йоси Бейлин, который пригрозил в знак протеста уйти в отставку. Барак отступил.
Спустя десятилетие Барак и сам превратился в Бейлина. Он обладает похожим влиянием на Биньямина Нетаньяху. Биби знает, что Обама понимает: если председатель Аводы покинет правительство, это будет означать, что лидер Ликуда фактически отказывается от идеи мирного урегулирования конфликта.
Однако Барак не лидер, а дружок. Дружок Биби. Он не Хаим Вейцман. И даже не Эзер Вайцман. Вместо того, чтобы объединить силы с генералом Габи Ашкенази для проведения взвешенной и сдержанной политики, он воюет с начальником генерального штаба.
Через четыре месяца завершится срок временного замораживания строительства на территориях. Обама может выдвинуть свой план урегулирования еще до окончания этого срока. Или подождать еще немного до завершения промежуточных выборов в Конгресс. Нетаньяху в своем стиле – пытается обойти американского президента справа, заключив союз с республиканцами. Однако он вряд ли сумеет добиться успеха. Новоизбранный сенатор из Массачусетса Скотт Браун, кандидат на пост губернатора Флориды Марко Рубио, два возможных претендента на президентскую должность в 2012 году, в последние дни выступили в поддержку Израиля и против Обамы – в том, что касается истории с кораблем "Мармара". Но это всего лишь слова. В Вашингтоне нет никаких разногласий в том, что касается плана урегулирования ближневосточного конфликта. Этот план известен со времен Буша.
Обама пытается обойти Нетаньяху не в политической плоскости. Его люди стремятся наладить контакты с представителями израильской армейской верхушки – с начальником генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази, с главой оперативного отдела, генералом Амиром Эшелем, который на этой неделе посетил Вашингтон, с бывшими высшими офицерами ЦАХАЛа и сотрудниками министерства обороны.
У Обамы есть серьезное преимущество перед Нетаньяху: он не борется за свое политическое выживание. Выборы 2012 года не окажут особого влияния на его действия – по иранскому вопросу в том числе. Президентом Обама уже успел побывать. Теперь он желает войти в историю в качестве выдающегося президента. У Обамы есть видение перспективы. У Нетаньяху – нет.
В одной из своих лекций, прочитанных в конце мая, Митчелл заявил, что ближневосточный конфликт поддается разрешению и способы его урегулирования хорошо известны. Единственное, что необходимо – это воля лидеров. В те же дни сирийский президент Башар Асад заявил в интервью журналисту Чарльзу Роузу, что для него важнее всего сохранить секулярное сирийское государство. Сирийцы будут настаивать на линии 5-го июня. Израильтяне будут настаивать на создании системы безопасности. Необходимо лишь найти компромисс между двумя этими требованиями. Основой урегулирования станут идеи, которые обсуждались на Мадридской конференции 1991 года (Обама считает образцовой внешнеполитическую линию Буша-отца на Ближнем Востоке). Асад различает два варианта мирного урегулирования: мирный договор, который будет рассчитан на длительное время и будет находится под международным контролем, и "подлинный мир", который будет зависеть от урегулирования палестинской проблемы. Он понимает, что Америка – это не только президент, это еще и Конгресс, который с чуткостью относится к израильским потребностям.
Обама предпримет серьезную попытку распутать ближневосточный узел. Остается вопрос: если Нетаньяху ответит решительным отказом, как поступит в этом случае Эхуд Барак.