Кровопролитные межэтнические столкновения, продолжающиеся на юге Киргизии, стали самой мощной вспышкой насилия в расположенной в сердце Центральной Азии Ферганской долине с 90-х годов, когда во время другого взрыва взаимной ненависти погибли сотни человек. Трагедия заключается в том, что нынешний конфликт, грозящий превратить эту страну в несостоятельное государство и создать ситуацию хаоса во всем регионе, можно было предотвратить.
Эти беспорядки начались в прошлый четверг с драки в баре между молодыми парнями узбекской и киргизской национальности в находящемся на юге Киргизии городе Ош. Затем прошла череда этнических погромов, сопровождавшаяся грабежами и поджогами домов. Сообщается, что на сегодня число погибших составляет 120 человек. 1500 человек ранено, а количество беженцев превысило 75 тысяч. В основном это узбеки – женщины и дети, бегущие в Узбекистан. Согласно заявлению Красного Креста, когда столкновения закончатся, количество погибших может составить более 700 человек, поскольку сегодня ведется подсчет людей, которых хоронят в братских могилах. Согласно сообщениям, Узбекистан закрыл свои границы для беженцев, и сейчас надвигается гуманитарная катастрофа.
Временное правительство Киргизии находится в состоянии паники. В выходные дни власти мобилизовали армейский резерв и "добровольцев", которые были переброшены в Ош и Джалал-Абад на борьбу с беспорядками. Однако эти силы больше напоминают толпу, нежели столь необходимые полицейские отряды специального назначения. По словам киргизских руководителей, президент временного правительства Роза Отунбаева попросила в пятницу Соединенные Штаты направить в ее страну войска и поставить резиновые пули, однако Белый Дом ответил отказом. После этого она обратилась за помощью к Москве, умоляя провести военное вмешательство. Неужели так работает знаменитая "кнопка перезагрузки" Обамы?
Это очередной пример того, как мало внимания и поддержки администрация Обамы оказывает Киргизии – причем как при коррумпированном режиме Курманбека Бакиева, который был свергнут в апреле, так и сейчас – при "реформаторе" Отунбаевой, которая настроена пророссийски. Многие люди из этого региона утверждают, что столкновения организовали люди, близкие к Бакиеву. Однако Бакиев на пресс-конференции в Минске, где он живет в изгнании, опроверг свою причастность к последним событиям. Кто бы ни был зачинщиком столкновений, планы Отунбаевой, предусматривавшие, среди прочего, проведение 27 июня референдума по конституции, оказались теперь в опасности.
Русские пока отказываются направлять туда свои войска. Высокопоставленный российский представитель сказал мне в апреле, что Москва предпочитает держать свои войска внутри страны – на тот случай, если они понадобятся на Северном Кавказе, где продолжается война с незаконными формированиями исламских экстремистов.
Тем не менее, Россия созвала в понедельник встречу своего альянса, носящего название Организация Договора о коллективной безопасности. Это группа бывших советских государств, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Пока ОДКБ решила "рассмотреть все варианты" и "подготовить планы действий в чрезвычайных ситуациях" для руководителей. Тем временем, на российскую военно-воздушную базу в Канте на севере Киргизии переброшен батальон спецназа.
У ОДКБ крайне ограниченные возможности для вмешательства. У союзников России нет в достаточном количестве боеспособных сил. Тем временем, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, у которого такие войска имеются, придется действовать крайне осторожно, поскольку у него очень напряженные отношения с узбекским лидером Исламом Каримовым.
Если Россия вмешается, баланс сил в центре Евразии сместится не в пользу американских (и китайских) интересов. России придется применить сокрушительную силу, чтобы подавить насилие. Ее солдаты могут остаться там на всю обозримую перспективу, превратив в заложницу американскую авиационную базу снабжения войск в Афганистане "Манас". Если Россия добьется успеха, временное киргизское правительство будет обязано Москве своим политическим выживанием. Если Кремль того захочет, он сможет сказать киргизам, чтобы те вышвырнули американцев – и тем придется подчиниться. По имеющимся данным, российский спецпредставитель генерал Владимир Рушайло уже доводит эту мысль до киргизского руководства.
Если Москве не удастся выполнить эту миссию, этнические русские на севере Киргизии могут снова стать жертвами нападений. Вооруженные громилы в апреле уже грабили их имущество. Киргизы опасаются российской интервенции, так как помнят о статусе Киргизии как "автономной советской социалистической республики" в составе Российской Федерации до 1936 года, а затем и республики СССР.
Эта угроза не ограничивается пределами Центральной Азии. Если допустить сползание Киргизии в гражданскую войну, то радикальные исламисты из таких организаций как "Хизб ут-Тахрир" (Армия освобождения) и "Исламское движение Туркестана", имеющее связи с "Аль-Каидой", начнут распространять свою пропаганду и расширять террористическую деятельность. Наркоторговцы превратили юг Киргизии в важную транзитную и производственную территорию. Ош и Джалал-Абад являются перевалочными центрами на маршрутах перевозки афганского героина. Отсюда наркотики попадают в Казахстан и Россию, а затем и в Западную Европу. Усиление хаоса облегчит поставки наркотиков.
Китай в этом стратегическом уравнении - неизвестная величина. Пекин смотрит на Киргизию и Центральную Азию в целом буквально как на золотую жилу, где есть сырье, гидроэлектроэнергия, а также транзитные маршруты для поставки китайских товаров в центр Азии и далее на запад. Но Китай без согласия России на данный момент вряд ли решится вмешиваться, поскольку Киргизия находится не только за пределами его границ, но и вне сферы его влияния.
Киргизский кризис также демонстрирует, насколько ограничены сила и влияние Евросоюза и Организации Объединенных Наций. Заявления с выражением озабоченности, с которыми выступили Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун и представитель Евросоюза по международным делам Кэтрин Эштон не очень-то впечатлили банды мародеров. Пулеметы, резиновые пули, слезоточивый газ и поддержка нового сильного правительства могут оказаться намного более эффективным средством для подавления насилия.
Вашингтон должен воспрепятствовать проведению "миротворческой" операции под флагом России или ОДКБ. Вместо этого командование должна взять на себя Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, включающая в свой состав США, Канаду и 54 государства из Европы и Евразии. Администрация Обамы призывает ввести войска ООН. Что бы ни случилось, Соединенные Штаты не должны признавать "исключительную сферу интересов" России в этой бывшей советской республике.
Администрация Обамы должна также сосредоточить внимание на сохранении военно-воздушной базы "Манас", поскольку она имеет огромное значение для дозаправки летящих в Афганистан самолетов и для тылового снабжения войск. Вашингтон должен предупредить временное правительство, которое один раз уже закрывало "Манас" в июне, чтобы оно прекратило вмешательство в военные действия США в Афганистане, особенно в условиях запланированного на это лето усиления группировки войск.
Если Киргизия не успокоится в ближайшее время, Пентагон может начать поиски альтернативы "Манасу", например, в Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане или Азербайджане. В результате киргизский народ останется без очередного источника доходов и попадет в руки русских. Вряд ли такой исход порадует незадачливых реформаторов Отунбаевой.
Ариэль Коэн является старшим научным сотрудником фонда Heritage Foundation. Он автор книги "Kazakhstan: The Road to Independence" (Казахстан: путь к независимости).