Обнаруженные недавно в Афганистане природные богатства, стоимость которых оценивается в триллион долларов или даже больше, дают стране шанс на лучшее будущее. Однако это может усилить борьбу его соседей, и крупных держав за контроль над политикой Афганистана, а также его судьбой. Ставки в самой длинной войне Америки стали еще выше.
Советские оккупанты в Афганистане провели первые геологические исследования в стране в 1980-х годах. Но когда Москва решила в 1989 году прекратить борьбу против моджахедов, результаты проведенной работы были скрыты в сейфах коммунистического правительства Афганистана. После 2001 года Соединенным Штатам потребовалось три года для того, чтобы найти эти данные, и затем еще несколько лет для того, чтобы начать их проверку. Ранее в этом году правительству президента Хамида Карзая передали благую весть – вы сидите на горах богатства.
Природные богатства Афганистана включают в себя железную руду, медь, кобальт, золото, а также другие важные для промышленности металлы, в том числе литий. Железная руда и медь – это, возможно, самый большой из числа свалившихся с неба подарков. Бывший министр финансов Афганистана Ашраф Гани (Ashraf Ghani) сказал мне месяц назад, что перспективы у страны просто потрясающие. Афганистан 30 лет назад перед советской агрессией был отчаянно бедной страной. С тех пор его разрушали гражданская война, террор, анархия и иностранное вмешательство. Экономика скована торговлей опиумом. Так что природные богатства предоставляют шанс Афганистану построить достойное будущее.
Это, конечно, потребует значительных иностранных инвестиций для создания горнодобывающей промышленности, которой сегодня просто не существует. Это будет означать конкуренцию между потенциальными инвесторами, а также конкуренцию в поиске экспортных путей для вывоза природных богатств из Афганистана, не имеющего выхода к морю. В самом верху этого списка будут находиться две быстрорастущие мега-экономики Азии: Китай и Индия.
Китай уже выиграл тендер на 3 миллиарда долларов на разработку медного месторождения, расположенного к югу от Кабула. У Китая огромный аппетит на минеральное сырье, которое необходимо ему для подпитки своей экономики. У Китая и Афганистана есть небольшой участок совместной границы, расположенный в верхней части Ваханского коридора – географической несуразности, оставшейся после Британской империи, - а также перевал Вахир (Wajir pass). Однако нет дороги, которая бы соединяла эта две страны, а перевалы в течение полугода завалены снегом.
Экономика Индии также растет, как никогда быстро. Эта страна после падения режима Талибана стала крупнейшим инвестором в Афганистане. Она уже предоставила или обещала предоставить один миллиард долларов в качестве помощи правительству Карзая. Нью-Дели реализовал крупный проект на юго-востоке Афганистана и построил дорогу, которая связывает афганскую кольцевую дорогу с Ираном, и таким образом создается наземная связь с Аравийским морем, идущая в обход Пакистана. Это означает, что у Афганистана появился экспортный маршрут, независимый от Исламабада. Индия предоставляла своих собственных солдат для охраны строительства этой автодороги. Это также объединило Индию и Иран в соперничестве против Пакистана.
Любая активность Индии в Афганистане провоцирует серьезную озабоченность в Исламабаде. Проект автомобильной дороги, идущей через Иран, задел Пакистан за живое. У Пакистана самые сложные отношения с Афганистаном. Их граница – так называемая линия Дюрана (Durand line) – также является наследием британского империализма. Ни одно афганское правительство не признало ее, этого не сделало даже поддержанное Пакистаном правительство Талибана. Пакистан намерен быть ведущим игроком в афганской политике, и вид его противников, инвестирующих средства в разработку полезных ископаемых в Афганистане, раздувает всевозможные пакистанские страхи, и на поверхность всплывают всякого рода теории заговора относительно намерений Индии, а также других участников. Сегодня крупнейший город Пакистана Карачи – это ключевой порт для афганского импорта и экспорта. Так, например, более трети всех грузов для НАТО проходит через порт Карачи. Пакистан попытается использовать свой контроль на афганском транзитном маршруте в интересах своей собственной экономики. Он будет искать возможность действовать против Индии вместе со своим традиционным союзником – Китаем.
Другие крупные экономики, включая США, Россию, Европу и Японию, несомненно, также захотят получить долю в этом проекте. Россия и страны Центральной Азии теперь получат значительно больший стимул для развития альтернативных торговых маршрутов, идущих на север Афганистана. Эти маршруты столкнутся с огромными географическими сложностями, а также с проблемой большой удаленности от морских портов.
В теории эта конкуренция пойдет на пользу Афганистану, и в итоге должны остаться лучшие партнеры. На практике, учитывая сильно распространенную коррупцию в стране, все может пойти по наихудшему сценарию. Уже прозвучали обвинения в подкупе в связи с соглашением с Китаем о добыче меди.
Британцы называли соперничество между Великобританией и Россией за господство в Афганистане в 19-ом веке «большой игрой». Афганистан более двух веков был жертвой этой игры. Природные богатства теперь сделают эту игру еще более привлекательной. Попытки укрепить безопасность в стране столкнутся с еще большим количеством препятствий, а также с еще большим соперничеством со стороны внешних сил за влияние и право на разработку недр страны. Война, которую ведет Обама, стала еще более важной и еще более сложной.
Брюс Ридел является старшим научным сотрудником исследовательского центра Saban Center в Брукингском институте. Его новая книга под названием «Смертельные объятья: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада» (Deadly Embrace: Pakistan, America and the Future of the Global Jihad) будет опубликована зимой.