Критики «перезагрузки» с Россией, предпринятой администрацией Обамы, с поразительным постоянством рассказывают одну и ту же историю. Они утверждают, что для того, чтобы получить уступки со стороны Кремля, администрация «забыла и даже бросила на произвол судьбы другие страны региона». Вдобавок, президент Барак Обама практически ничего не получил в обмен на эти предполагаемые предательства. Его, вероятно, самое разрекламированное достижение в отношениях с Москвой, российский голос, отданный в поддержку более жестких санкций против Ирана, сравнивают со старым ковром.
Вездесущность этого повествования может сравниться лишь с его полным отсутствием связи с действительностью. На самом деле, перезагрузка привела к ряду реальных результатов, от соглашения, позволяющего американским самолетам пересекать российское воздушное пространство по дороге в Афганистан, до санкций против Ирана, которые значительно жестче, чем предыдущие три раунда (если это и старый ковер, то, должно быть, дорогостоящий персидский антиквариат).
Но и первое обвинение – что улучшение американско-российских отношений привело к тому, что восточноевропейские союзники США по НАТО (Польша, Чехия, прибалтийские государства) и другие партнеры в регионе (читай: Грузия и Украина) были «брошены под автобус» (американская идиома, означающая принесение в жертву слабого ради личной выгоды – прим. перев.) – равным образом, если не больше, ложно.
Аргументация, которую наиболее заметно продвигает обозреватель газеты Washington Post Роберт Каган (Robert Kagan), звучит следующим образом: В своем стремлении решить глобальные проблемы, требующие участия Москвы, администрация Обамы пожертвовала своими отношениями с уязвимыми соседями России, ничем подобного обращения не заслужившими. Далее, заключая сделки с этими злодеями в Москве, Обама включил зеленый свет премьер-министру Владимиру Путину и его сторонникам, позволив им претворить в жизнь великую стратегию регионального господства. Я прямо слышу, как автобус переезжает безжизненные тела президентов и премьер-министров различных стран, а за рулем его сидит самодовольный Путин. Хотя картинка из этого получается захватывающая (не говоря уже о редакционных комментариях), этот рассказ заведомо ложен.
Не было ничего удивительного в том, что заявленное намерение администрации улучшить агонизирующие отношения США с Россией вызвало поначалу некоторую тревогу в регионе. Региональные элиты привыкли к тому, что качество американских связей с Россией и приверженность Вашингтона их странам – это уравнение с нулевой суммой. Как-никак, Джорджу У. Буш защищал «новую Европу», и всячески настаивал на членстве в НАТО для Грузии и Украины, руководя администрацией, состоящей из чиновников, любящих громко покритиковать Россию.
Самым очевидным признаком этой тревоги стало отправленное Обаме в прошлом июле открытое письмо, подписанное рядом бывших политиков и других значимых фигур Восточной и Центральной Европы, включая бывших президентов и антикоммунистических кумиров Леха Валенсу и Вацлава Гавела. Это письмо, по сути, представляет собой мольбу о том, чтобы администрация не забывала их.
Администрация также допустила ряд ошибок, усиливших эту изначальную тревогу. Самый печально известный случай произошел в прошлом сентябре, когда американские чиновники лишь за несколько часов предупредили правительства Польши и Чехии о своей новой стратегии противоракетной обороны, включавшей в себя отказ от планов администрации Буша разместить в обеих странах компоненты системы ПРО. Они также выбрали 70-ю годовщину советского вторжения в Польшу в качестве даты этого объявления, что не очень-то помогло делу. В известной мере администрация вновь продемонстрировала эту нечувствительность в прошлом месяце, когда Обама подписал письмо Конгрессу, в котором говорилось, что «ситуация в Грузии больше не должна рассматриваться как препятствие на пути к» соглашению в области гражданской атомной энергетики с Россией.
Однако несмотря на склонность администрации портить свои послания, за последние шесть месяцев большинство политиков в этих странах перестали столь сильно беспокоиться о перезагрузке отношений с Россией. Они адаптируются к действительности, в которой главные приоритеты администрации требуют рабочих отношений с Москвой, и в которой Вашингтон больше не осыпает их чрезвычайно публичными выражениями своей преданности. Они также поняли нечто, что до сих пор не осознали ненавистники перезагрузки: Вашингтон и Москва не заключали никаких великих сделок или квипрокво, влияющих на их отношения с Соединенными Штатами. На самом деле, администрация действует в их интересах на местах, причем так, как этого никогда не делали их предполагаемые защитники в администрации Буша. Другими словами, нет никакого автобуса.
Всего лишь две недели назад Обама довел до конца соглашение, подписанное Бушем, и начал периодическое размещение ракетной батареи «Пэтриот» на территории Польши, прибывшей в страну в сопровождении 100 американских военнослужащих. В Вашингтоне никто не стал прогибаться, когда из Москвы послышались практически ритуальные (не говоря уже о том, что абсурдные, так как батарея не заряжена) завывания. Размещение батареи имеет огромный символический смысл для Польши, которая уже давно жаловалась на то, что после более, чем десятилетия членства в НАТО, присутствие альянса на ее земле практически незаметно.
Другим примером реальных действий можно назвать учения НАТО, проведенные в эстонском Таллинне 7 июня, когда в страну прибыли 500 морских пехотинцев и два боевых самолета F-15 под руководством командующего ВВС США в Европе. Осенью более 2000 военнослужащих из трех прибалтийских государств и Соединенных Штатов проведут еще одни учения в Латвии, которые станут крупнейшими в регионе с момента присоединения трех стран к альянсу в 2004 году.
Вслед за малозамеченным призывом Обамы, сделанном в его апрельской речи 2009 года в Праге, и последующими закулисными действиями администрации, прибалтийские государства получили от НАТО самые определенные обязательства по безопасности, которых только можно было ожидать: планы действий альянса в случае внешнего нападения. Лишь годом ранее Германия и Франция отшили схожее предложение администрации Буша.
И, несмотря на бесконечные утверждения о том, что противоракетный план Обамы одновременно является подачкой русским и предательством Восточной Европы, его «поэтапный, адаптивный подход» - это система, доказавшая свою пригодность и разработанная с целью защитить всю Европу от ракет средней дальности из Ирана – именно эту угрозу Пентагон считает вполне реальной. Сравните это с предыдущей системой, чья пригодность не была доказана, и которая на самом деле не защищала европейский континент и была призвана противодействовать несуществующей, по словам армии СШA, угрозе – иранским межконтинентальным баллистическим ракетам. Сложно представить себе, как этот новый план можно интерпретировать как что-либо, помимо усиления безопасности соседей России.
Критики говорят, что администрация «не придала никакого значения» ряду недавних решений президента Украины Виктора Януковича, включая предложенный закон, исключающий возможность членства в НАТО, и сделку по продлению присутствия российского Черноморского флота на украинской территории. Конечно, решения Януковича порадовали Москву, а в Вашингтоне многие ожидали от нового президента чего-то другого. Но администрация явно протягивает Украине руку – вспомните объявление, сделанное на прошлой неделе, о том, что госсекретарь Хиллари Клинтон будет отмечать 4 июля (День независимости США – прим. перев.) в Киеве – и кажется очевидным, что публичное порицание внешнеполитических решений демократически избранного лидера Украины исключит возможность влиять на эти самые решения.
Из всех стран, предположительно оказавшихся сегодня «под автобусом», никто не получает так много внимания, как Грузия, в отношении которой слова «предательство» и «продажность» используются так часто, как будто Обама передал права на аренду президентского дворца в Тбилиси в ходе своей последней поездки в Москву. Но факт остается фактом – администрация Обамы связана с Грузией обширными обязательствами. Большая часть миллиардной программы помощи, обещанной Грузии после августовской войны 2008 года, была предоставлена после января 2009. Администрация полностью внедрила американско-грузинскую Хартию стратегического партнерства, подписанную в последние месяцы президентства Буша, проведя для этого не менее четырех встреч межправительственных рабочих групп, прибывавших в Грузию под руководством различных помощников госсекретаря США. (Среди других высокопоставленных гостей страны были заместитель госсекретаря Джеймс Стайнберг (James Steinberg) и вице-президент Джо Байден, который, судя по пресс-релизам Белого дома, беседует с президентом Михаилом Саакашвили не реже одного раза в месяц.)
Однако грузины (и их горячие сторонники в Вашингтоне) не удовлетворены. Их требования очень конкретны: они хотят военного оборудования, особенно противотанкового оружия и зенитных батарей. И они очень недовольны тем фактом, что администрация продлила фактическое эмбарго на продажу американских вооружений, установленное после августовской войны 2008 года, так как, по их заявлениям, это лишает их возможности защищать себя.
Люди, критикующие перезагрузку, утверждают, что это эмбарго является явным знаком квипрокво: Обама не рискует вызвать гнев своих приятелей в Москве, продавая вооружения грузинам. Если бы только существовали факты, подтверждающие это заявление. На самом деле, (негласная) стратегия является результатом уроков, извлеченных из действий грузинских военных в ходе войны. Как сказал по этому поводу помощник министра обороны Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), выступая с показаниями в Конгрессе: «Были выявлены серьезные недостатки практически во всех подразделениях - в военных ведомствах, в стратегиях, в доктрине и в военном образовании». Более того, отчет комиссии Евросоюза о причинах войны показал, что крайне централизованные процессы принятия решений в стране стали важным фактором, приведшим к началу боевых действий. Довольно нецелесообразно разрешать продажу вооружений в подобных условиях.
Вместо этого, администрация тратит почти вдвое больше, чем в 2008 году, на двустороннее сотрудничество в области обороны. В центре этого сотрудничества находится построение институтов, основных положений, организационных структур и других компонентов действенной современной армии. Если бы вооруженные силы Грузии отвечали этим стандартам раньше, стратегической и гуманитарной катастрофы августа 2008 года можно было бы избежать.
Короче говоря, существует мало доказательств того, что рассказ о «брошенных под автобус друзьях» не является простым вымыслом. Однако сложно представить себе, что критики перезагрузки не понимают этого. Возможно, эти критики еще не избавились от пережитков «холодной войны», и их приводит в ярость само улучшение американско-российских отношений, которое они, похоже, считают некоей формой «предательства», независимо от реального влияния этих действий на регион. Менее великодушное объяснение состоит в том, что этот рассказ о предательстве является удобной дубинкой, чтобы колотить Обаму в год выборов. В любом случае, политическим элитам Восточной и Центральной Европы следует осознать, что их просто используют.
Однако последствия для Соединенных Штатов более тревожны. Работоспособные отношения с Россией критически важны для того, чтобы справиться практически со всеми значимыми глобальными проблемами, стоящими перед страной, - от Афганистана до распространения ядерного оружия и глобального потепления. Однако благодаря критикам перезагрузки, поддержание подобных отношений превращается в политическую помеху, даже в то время как они предоставляют жизненно важные преимущества в сфере безопасности. А Обама еще даже не толкнул ни одного ничего не подозревающего восточноевропейского коллегу под колеса путинского ГолАЗа-5291.