Администрация Обамы тайно сотрудничает с Россией для заключения соглашения, которое, как опасаются многие официальные лица, приведет к ограничению противоракетной обороны США. Именно, по мнению высших американских чиновников, участвующих в работе над вопросами в области контроля вооружений, и является ключевой целью Москвы с тех самых пор, как она стала выступать против планов устройства американской противоракетной базы в Восточной Европе.
По словам некоторых официальных лиц, в прошлом месяце администрация в ходе переговоров между Эллен Таушер (Ellen Tauscher), заместителем госсекретаря по международной безопасности и контролю вооружений, и российским заместителем министра иностранных дел Сергеем Рябковым представила русским проект соглашения по противоракетной обороне.
Секретные переговоры и возможное соглашение вызывали тревогу среди защитников противоракетной обороны, которые опасаются, что администрация в своем стремлении к «перезагрузке» связей с Москвой может пойти на дальнейшие уступки, ограничивающие противоракетную оборону США на данный момент и в будущем.
Официальные лица в составе администрации, выступающие за контроль вооружений, негативно относятся к противоракетной обороне, видя в ней препятствие для успешного заключения соглашений по ограничению наступательных видов вооружений.
Позиция нынешней администрации в вопросе противоракетной обороны резко контрастирует с позицией администрации Джорджа Буша, выступавшей за четкое отделение вопроса противоракетной обороны от переговоров по стратегическим вооружениям. Чтобы подчеркнуть это, администрация Буша в 1972 году вышла из Договора по противоракетной обороне – по причине того, что он ограничивал стратегическую оборону.
Напротив, администрация Клинтона пыталась распространить ограничения Договора по противоракетной обороне в области стратегической обороны на противоракетную оборону ближнего радиуса действия, чему воспротивились американские военные, видя в ракетах ближнего радиуса действия растущую угрозу.
Официальные лица указывают, что впервые противоракетная оборонная увязывается с вопросом стратегических наступательных вооружений в новом Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ, английская аббревиатура - START). В преамбуле этого договора говорится о «взаимосвязи между стратегическим наступательным оружием и стратегическим оборонительным оружием».
Вразрез с заявлениями администрации о том, что в тексте договора не содержится никаких ограничений по вопросам противоракетной обороны, третий параграф статьи 5 содержит эксплицитное ограничение использование пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет «в качестве противоракетных перехватчиков».
Администрация охарактеризовала эту формулировку как формальную уступку России, которую Соединенные Штаты не имеют ни малейшего намерения осуществлять.
Однако тот факт, что это ограничение содержится в договоре, позволяет русским оказывает политическое давление на Соединенные Штаты.
Во вторник Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), помощнику госсекретаря по вопросам верификации и руководителю переговоров по СНВ на заседании Комитета сената по иностранным делам, был задан вопрос о переговорах администрации по противоракетной обороне.
«Я хотела сегодня бы открыто и со всей определенностью заявить перед комитетом, что не было, я повторяю, не было никаких закулисных сделок в связи с новым договором START; ни по вопросу противоракетной обороны, ни по каким-либо иным вопросам», - заявила Геттемюллер.
Однако позднее официальные лица отметили, что Геттемюллер оставила в стороне вопрос о переговорах по противоракетной обороне, ведущихся вне рамок переговоров по СНВ.
Фрэнк Роуз (Frank A. Rose), один из заместителей Геттемюллер, в речи 27 мая на конференции в Лондоне дал понять, что администрация работает над достижением соглашения с Россией по «сотрудничеству» в области противоракетной обороны в составе американо-российской рабочей группы США и России по контролю над вооружением и международной безопасностью (Arms Control and International Security Working Group), возглавляемой г-жой Таушер и Сергеем Рыбаковым.
«Двери для гибкого взаимовыгодного сотрудничества с США и, в потенциале, с НАТО, в области противоракетной обороны широко раскрыты, - заявила г-жа Роуз. Мы надеемся на продолжение дискуссий с Россией и на поиск путей сотрудничества и взаимной защиты наших интересов в сфере национальной безопасности».