ВАШИНГТОН – Европейский Союз вслед за Соединенными Штатами утвердил в четверг собственные, более жесткие санкции в отношении Ирана, которые нацелены против его нефтяной и газовой промышленности. Произошло это через день после того, как американское Министерство финансов ввело новые ограничения против ряда иранских банков, компаний и представителей Корпуса стражей исламской революции.
Однако меры ЕС и США, выходящие за рамки утвержденных на прошлой неделе новых санкций Совета Безопасности ООН, вызвали мощную волну осуждения со стороны России, которая заявила, что сепаратные действия подрывают совместные усилия ведущих держав по оказанию воздействия на Тегеран в связи с осуществляемой им ядерной программой.
Назвав в своем заявлении меры США и ЕС "неприемлемыми", российское Министерство иностранных дел подвергло критике Соединенные Штаты и Евросоюз за то, что они ставят себя выше Совета безопасности и "подрывают основы нашего диалога и взаимодействия". 8 июня Россия вместе с США, Францией, Британией, Китаем и семью непостоянными членами Совета Безопасности проголосовала за четвертый раунд санкций.
В этом заявлении, которое приписывается заместителю министра иностранных дел Сергею Рябкову, далее говорится, что "одна и та же история повторяется из раза в раз: как только мы ценой больших усилий выходим на общее понимание в СБ ООН по набору точно откалиброванных мер санкционного воздействия на Иран, США и ЕС на этом не останавливаются и … проявляют политическое пренебрежение к партнерству с Россией".
Американские официальные лица ответили на российскую критику заявлением о том, что новые меры США и ЕС дополняют действия Совета безопасности, поскольку они нацелены против юридических и физических лиц, связанных с ядерной программой. Дополнительные меры "не выходят за рамки" решений Совета безопасности в том смысле, что они не наносят ущерб иранскому народу. Именно на этом настаивала Россия, когда обсуждалась резолюция о санкциях.
Такие быстрые действия Вашингтона и Брюсселя по введению более жестких санкций не могли быть для Москвы неожиданностью. И администрация Обамы, и европейские лидеры на протяжении нескольких недель перед голосованием в Совете безопасности говорили о том, что после принятия резолюции ООН введут свои собственные дополнительные санкции. Представители США и ЕС заявляли, что резолюция была смягчена, чтобы добиться ее поддержки со стороны Китая и России. По их словам, дополнительные санкции Запада восполнят то, что было утрачено на переговорах в СБ ООН.
Но не исключено, что российские власти в своих действиях руководствуются соображениями внутреннего порядка. В этом они мало, чем отличаются от Министерства финансов США, для которого побудительным мотивом в действиях по введению американских санкций стало разочарование многих законодателей с Капитолийского холма слабой, как они считают, резолюцией ООН. Как говорят некоторые российские аналитики, согласившись с США в вопросе санкций против Ирана, правительство президента Дмитрия Медведева не хочет предстать перед россиянами обманутым Вашингтоном.
Это вполне соответствует действительности, учитывая тот факт, что Медведев на следующей неделе встретится в Белом доме с президентом Обамой после посещения калифорнийской Кремниевой долины. Визит в это место, ставшее символом американского технического прогресса, свидетельствует о заинтересованности России в налаживании сотрудничества в передовых инновационных отраслях. Вместе с тем, как говорят некоторые эксперты, это может напомнить русским об американском превосходстве в других областях.
Утверждая свои санкции, ЕС заявил, что "новые ограничительные меры стали неизбежны" в результате отказа Тегерана воспользоваться многочисленными предоставленными ему "возможностями", чтобы откликнуться на обеспокоенность мирового сообщества по поводу его ядерной программы.
К этим одобренным на саммите лидеров ЕС мерам относятся шаги по замораживанию инвестиций в иранскую нефтегазовую отрасль. Обе палаты американского Конгресса также утвердили меры, нацеленные на этот главный для Ирана сектор промышленности. Однако принятие окончательного согласованного закона было отложено в связи с тем, что администрация хотела дождаться утверждения резолюции ООН.
Международная реакция на действия ЕС и США, скорее всего, выйдет за рамки предстоящей на следующей неделе встречи Обамы-Медведева, и даст о себе знать на саммитах "восьмерки" и "двадцатки", которые пройдут в Торонто в конце предстоящей недели.
Но американские официальные лица заявили в четверг, что Россия не должна считать, будто США и ЕС сговаривались о новых мерах против Ирана за ее спиной. "Русские настойчиво призывали к тому, чтобы санкции не оказали негативного влияния на иранский народ, - сказал исполняющий обязанности заместителя пресс-секретаря Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner), - мы разделяем такую озабоченность и считаем, что объявленные нами меры, а также шаги ЕС, о которых было заявлено сегодня, направлены против компаний, организаций и отдельных лиц, а не против иранского народа".