Большое спасибо за то, что пригласили меня сегодня. Это чудесно – вновь оказаться в Фонде Маршалла, и я с нетерпением жду обмена мнениями.
Это очень своевременный момент для проведения инвентаризации американо-российских отношений: прошло полтора года с момента прихода администрации Обамы, полтора года "перезагрузки" отношений между двумя нашими странами, и почти год после проведения московского саммита Обамы-Медведева. Скоро в Соединенные Штаты прибудет президент Медведев, который посетит Кремниевую долину и проведет ряд встреч в Вашингтоне. В определенном смысле этот визит станет итогом полутора лет напряженной работы по переориентации наших взаимоотношений, и он дает шанс взглянуть на то, как далеко мы продвинулись.
Хотел бы начать с того, чтобы взглянуть на базовую логику "перезагрузки". Когда президент Обама вступил в должность – а было это спустя менее чем полгода после грузинской войны, американо-российские отношения находились на самой низкой отметке за многие годы, возможно даже, за весь период после окончания холодной войны. Были и другие тревожные события, негативно окрашивавшие недавнее прошлое:
- Отключение подачи газа на Украину
- Кибернападение на Эстонию
- Враждебные антизападные выступления Путина, включая то, в котором он сравнил политику США с политикой Третьего рейха
- Возобновление полетов российских стратегических бомбардировщиков вдоль побережья Норвегии и далее до района Карибского моря
- Угроза президента Медведева развернуть ракеты "Искандер" в Калининградской области.
У президента Обамы и госсекретаря Клинтон не было иллюзий по поводу имевшихся и сохраняющихся разногласий между нами и Россией. Но они также признавали, что та повышенная раздражительность и недоверие, которыми были насыщены американо-российские отношения, идут вразрез с интересами США. Более того, они видели, что губительная атмосфера между двумя странами создает угрозу для стабильности и безопасности Европы. Взаимоотношения были ослаблены отсутствием доверия и политических механизмов для проведения конструктивного диалога, не говоря уже о сотрудничестве. А это означало, что в наших отношениях ничего не делается, и что у России ничего не поставлено на карту во взаимоотношениях с Соединенными Штатами, в связи с чем она не заинтересована в учете позиций США.
Идея, стоявшая за перезагрузкой, была проста: у Соединенных Штатов и России есть существенные общие интересы; а там, где у Соединенных Штатов и России есть общие интересы, мы должны сотрудничать. Там, где у нас есть разногласия, мы будем честно говорить о них, как в частном порядке, так и публично, и будем работать, чтобы передвинуть русских на более приемлемые позиции. Мы будем добиваться улучшения отношений с Россией в наших общих интересах, и мы будем делать это, не жертвуя нашими принципами и нашими друзьями. Взяв эти основополагающие суждения за основу, мы встали на путь принципиального взаимодействия и сближения. И мы считаем, что этот путь дал нам существенные результаты.
За последний год возникали моменты, когда можно было задать вопрос: "Что нам в действительности дала перезагрузка?" Вполне закономерный вопрос, но заложенное в нем критическое отношение на самом деле необоснованно, если взглянуть на достигнутое к середине 2010 года. Своим новым отношением к России администрация Обамы добилась значительных результатов, которые пошли на пользу интересам США в целом ряде важнейших вопросов. Вот лишь некоторые самые важные из них:
- Новый договор СНВ, который является самым содержательным соглашением по контролю вооружений почти за два десятилетия. Согласно условиям договора имеющееся на вооружении у Соединенных Штатов и России ядерное оружие будет сокращено почти на треть. Этим договором существенно сокращается число ракет и пусковых установок. Он устанавливает мощный и эффективный режим проверок. И он сохраняет ту гибкость, которая нужна нам для защиты и продвижения нашей национальной безопасности, для гарантированного соблюдения наших обязательств в сфере безопасности перед нашими союзниками, а также для ответственного продвижения к созданию мира без ядерного оружия.
- Мы заключили соглашение об авиационном транзите военных грузов, что позволяет США осуществлять через российскую территорию ежедневно в среднем по два полета американских самолетов, перебрасывающих войска и предметы снабжения для нашей миссии в Афганистане. На сегодня выполнено более 275 рейсов, перевезено 35000 пассажиров и масса ценного груза. Российские железные дороги обеспечили провоз 10 с лишним тысяч контейнеров с грузами. А готовность России рассмотреть просьбу НАТО о предоставлении вертолетов, запасных частей, и о подготовке афганских национальных сил безопасности открывает двери для дополнительного и важного содействия в сфере обороны. Около 30% грузов идет в Афганистан через Северную сеть снабжения, и 60% из этого объема проходит через территорию России.
- Прошло более 100 встреч и обсуждений в рамках двусторонней президентской комиссии, в которых принимали участие более 60 российских и американских государственных ведомств, не говоря уже о многочисленных партнерах из частного сектора и неправительственной сферы. И мы добились конкретных результатов: В области безопасности мы договорились об утилизации оружейного плутония в объеме, достаточном для производства 17000 боезарядов;
- В сфере экономики американские компании первыми объявили о вложении своих инвестиций в российский инновационный центр в Сколково, а Россия только что подписала контракт на поставку 50 самолетов Boeing 737 стоимостью 4 миллиарда долларов;
- Что касается сотрудничества между народами двух стран, мы в мае провели первые совместные молодежные соревнования по баскетболу, и оказали поддержку в проведении 40 с лишним американских культурных мероприятий в России;
- Мы работаем и во многих других областях – от охраны окружающей среды до борьбы с терроризмом.
Совет Безопасности ООН только что утвердил серию жестких санкций против иранского режима, которые нацелены на то, чтобы решительно поставить Иран перед выбором между продолжением изоляции и снятием обеспокоенности мирового сообщества по поводу его ядерной программы. При подготовке и принятии этой резолюции мы работали в тесном контакте с российскими властями. В этом реальное отличие от ситуации в данном вопросе годичной и даже полугодичной давности. Я был с госсекретарем Клинтон в Москве в октябре месяце, когда в прессе мелькали заголовки типа "Россия дает отпор США по поводу санкций". Мы увидели реальную перемену в позиции России. Это шло параллельно с нашим сотрудничеством по принятию резолюции 1874 СБ ООН по Северной Корее. Это яркие примеры того, как наши общие интересы в области предотвращения ядерного распространения в сочетании с нашими новыми дипломатическими подходами привели в результате к эффективным действиям.
Прилагая усилия для достижения всех этих результатов, мы постоянно и неизменно отстаиваем наши ценности и защищаем наши принципы и наших друзей. Там, где мы соглашаемся с Россией, мы стремимся к сотрудничеству, а там, где не соглашаемся, мы без колебаний говорим о наших разногласиях. Мы постоянно и очень активно демонстрируем прочность наших стратегических обязательств и стоящих за ними неизменных принципов. Кое-кто предлагает пойти на компромиссы в вопросах центральноевропейской безопасности, Грузии и прав человека ради перезагрузки, однако такие аргументы не выдерживают критики.
Центральная Европа
В июле 2009 года группа интеллектуалов из стран Центральной Европы опубликовала открытое письмо с критикой по поводу отношения администрации Обамы к этому региону. Однако события недвусмысленно показывают, что мы твердо отстаиваем и защищаем суверенитет и территориальную целостность центральноевропейских государств и их основополагающее право самим выбирать себе союзы.
- В сентябре 2009 года мы объявили о новом Поэтапном адаптационном подходе к европейской системе ПРО, в которой используются зарекомендовавшие себя технологии, которая прикрывает большую часть Европы, а следовательно, способна более эффективно реагировать на нынешние и будущие угрозы безопасности, с которыми сталкивается континент.
- Наше сотрудничество с Россией никоим образом не подвергает опасности наши обязательства по защите союзников в соответствии со Статьей 5 Североатлантического договора. Ни США, ни альянс не считают Россию врагом. И США, и наши союзники твердо намерены сотрудничать с Россией в областях, представляющих взаимный интерес, в частности, что касается ответа на новые угрозы безопасности, которые возникают за пределами Европы. В то же время, Статья 5 означает именно то, что в ней говорится о защите безопасности всех наших союзников, вне зависимости от того, откуда появляются эти угрозы.
Грузия
Мы недвусмысленно выступаем за суверенитет и территориальную целостность Грузии. Мы выделили один миллиард долларов помощи Грузии на ее восстановление. Мы поддерживаем с Грузией стратегическое партнерство, чем я активно занимаюсь. Между правительствами Соединенных Штатов и Грузии осуществляется большое количество контактов на высоком уровне. Прошлую неделю я провел в Женеве на переговорах, нацеленных на то, чтобы Россия выполнила свои обязательства по прекращению огня, на которые она согласилась в 2008 году, включая отвод ее войск на позиции, которые они занимали до начала конфликта. Мы продолжим поддержку Грузии и останемся ей верны.
Права человека
Мы продолжаем откровенно говорить с Россией о своей преданности делу защиты прав человека и демократии. На каждой важной встрече с российскими коллегами, в которых мне довелось участвовать, эти вопросы поднимаются неизменно. Мы считаем, что формирование уважительного отношения к правам человека, а также содействие развитию сильных демократических институтов и власти закона является ключом к созданию стабильной, надёжно защищённой и процветающей России. Этим вопросом администрация Обамы занимается активно и в полном составе. Президент во время своего визита провел параллельное мероприятие в рамках гражданского общества, выступил с речью перед студентами в Российской экономической школе, где подчеркнул важность демократии, встретился с лидерами оппозиции, а также дал интервью "Новой Газете". Госсекретарь Клинтон также активно встречается с лидерами гражданского общества; она выступила с речью в Московском государственном университете, в которой рассказала, насколько необходима политическая свобода для прогресса; она дала интервью радиостанции "Эхо Москвы". Старший директор Совета национальной безопасности Майк Макфол во время своей недавней поездки в Москву провел встречу с представителями гражданского общества по вопросам реформы тюремной системы. Он встречался с матерью Сергея Магнитского, с адвокатом Михаила Ходорковского и с независимыми блоггерами. Я также проводил встречи с правозащитными организациями в Москве и Вашингтоне.
- Мы также потратили 33,6 миллиона долларов на содействие развитию демократии и гражданского общества в России.
- Рабочая группа по гражданскому обществу из состава президентской комиссии является еще одним местом, где эти вопросы обсуждаются с российскими коллегами.
Однако существует и более глубокий уровень, на котором перезагрузка вносит свой вклад в дело европейской безопасности. Хорошие, более стабильные и более конструктивные отношения между Соединенными Штатами и Россией приносят пользу не только двум нашим странам, но и Европе в целом. Сравните тональность взаимоотношений сегодня с периодом 2006-2009 годов. Мы наблюдаем не просто изменение в тональности и риторике, не просто добрые и близкие личные взаимоотношения между президентами. Россия недавно договорилась об урегулировании своего 40-летнего пограничного спора с Норвегией на условиях, которые были неприемлемы для Горбачева и Ельцина. Глубоко символичным стало участие войск НАТО в московском параде в День победы. Россия в последние месяцы начала попытки сближения с Польшей, а Владимир Путин признал факт катынского массового расстрела и преклонил колени у мемориала его жертвам. После трагической авиакатастрофы, в которой погибли польский президент и другие высокопоставленные лица, российские власти незамедлительно откликнулись и сотрудничали с Польшей на всем протяжении расследования.
Все это говорит о том, что перезагрузку в отношениях не следует понимать исключительно как результат изменений в политике США. Это в равной мере результат того, что Россия проявляет готовность к взаимодействию в прагматичном поиске решений проблем, с которыми сталкиваемся все мы. Как показывает документ о внешней политике, который недавно в результате утечки информации был опубликован в русском издании журнала Newsweek, кремлевские руководители сегодня считают, что нуждаются в налаживании добрых отношений с Европой и Соединенными Штатами, и что могут этого добиться. Это кажется разумным, если взглянуть на российские интересы с точки зрения стратегической перспективы: в сложном и меняющемся мире главные угрозы российской безопасности исходят не от стабильных демократий Центральной Европы.
Сделать предстоит еще очень многое, поскольку мы стремимся и дальше развивать наши отношения с Россией. Мы хотим добиться большего в плане контроля вооружений; нам надо углублять наши экономические взаимоотношения; мы должны работать над тем, чтобы русские вступили в ВТО; мы хотим сотрудничать в вопросе развития противоракетной обороны; нам надо добиваться прогресса по Грузии. Но даже добиваясь успехов, мы не ждем, что всегда будем соглашаться с Россией. И когда у нас будут разногласия, мы будем энергично о них говорить, мы будем непреклонно отстаивать свои принципы, защищать свои обязательства и наших союзников.
Но такая возможность провести инвентаризацию взаимоотношений также наглядно демонстрирует, какой большой путь мы прошли. Поражает то, что благоприятное отношение к Соединенным Штатам в России выросло с 38 процентов в январе 2009 года до 54 процентов в январе 2010-го. У нас есть целый ряд конкретных успехов, достигнутых благодаря взаимодействию США и России, мы сохраняем веру в наших союзников и в наши принципы, и мы добились существенного прогресса в деле создания более стабильной среды безопасности в Европе в целом.
А теперь – я предвкушаю интересную дискуссию.