Подход России к иранскому вопросу выглядит «шизофреническим», так как она рассматривает Тегеран как угрозу безопасности, и одновременно стремится заключать с ним коммерческие сделки, заявил в четверг министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates).
Гейтс заметил сенаторам, что Россия много лет подряд с тревогой относилась к влиянию Ирана в регионе.
Когда министр три года назад встречался с Владимиром Путиным, бывшим тогда президентом России, российский лидер сказал ему, что «он считает Иран главой угрозой национальной безопасности России», утверждает Гейтс.
«И, тем не менее, у них уже больше 20 лет есть коммерческие интересы в Иране», - заявил он, выступая в сенатском Комитете по делам вооруженных сил.
Когда один из сенаторов отметил очевидное противоречие, Гейтс ответил: «То о чем Вы говорите, указывает на некоторую шизофреничность российского подхода».
Политика России отражает эту тягу к «балансированию», считает Гейтс, бывший директор ЦРУ, в свое время анализировавший политику бывшего Советского Союза.
«Они признают, что Иран представляет угрозу для безопасности, но видят и коммерческие возможности, и в этом, признаться, они не одиноки среди европейских стран», - подчеркнул Гейтс, намекая на европейские деловые связи с Ираном.
На следующей неделе президент России Дмитрий Медведев прибудет в Вашингтон, чтобы встретиться с президентом Бараком Обамой. На повестке дня, вероятно, будет стоять и вопрос о ядерной программе Тегерана.
После многомесячных дипломатических усилий США Россия в этом месяце поддержала новую резолюцию Совета безопасности, накладывающую на Тегеран санкции в связи с его ядерной программой.
Однако в четверг заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что Москва разочарована тем, что США и Евросоюз в одностороннем порядке принимают против Ирана дополнительные меры, и предупредил, что подобные шаги могут сказаться на сотрудничестве по ядерному кризису.
На тех же самых сенатских слушаниях госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что переговоры по новому соглашению о контроле над вооружениями помогли вступить в диалог с Москвой по иранской проблеме, и что русские «теперь разделяют наши опасения по поводу ядерного Ирана».
По ее словам, «потребовалось время, чтобы доказать русским, что Иран в действительности не стремится овладеть атомной энергией в мирных целях, но, на наш взгляд, планирует создать ядерное оружие».
На прошлой неделе Москва заявила, что она начала приводить российское законодательство в соответствие с требованиями резолюции ООН, и пообещала строго придерживаться режима санкций и заморозить спорную сделку по поставкам Ирану ракет С-300.
На слушаниях Клинтон также подтвердила, что Россия отложила свои планы по продаже Ирану ракет С-300.