Однако, несмотря на склонность администрации путать свои послания, за последние шесть месяцев большинство политиков в этих странах перестали столь сильно беспокоиться о перезагрузке отношений с Россией. Они адаптируются к действительности, в которой главные приоритеты администрации требуют рабочих отношений с Москвой, и в которой Вашингтон больше не осыпает их чрезвычайно публичными выражениями своей преданности. Они также поняли нечто, что до сих пор не осознали критики перезагрузки: Вашингтон и Москва не заключали никаких великих сделок или соглашений "услуга за услугу", влияющих на их отношения с Соединенными Штатами. На самом деле, администрация на практике действует в их интересах, причем так, как этого никогда не делали их предполагаемые защитники в администрации Буша. Другими словами, никого под поезд не бросают. Сэмюэл Чарап.
Я очень ценю такой анализ господина Чарапа. Он в основном подтверждает то, за что я выступаю на протяжении последних полутора лет. Чарап четко показывает, что никого из американских союзников по-настоящему не предавали и не бросали; и он совершенно верно замечает, что размеры американских уступок в погоне за "перезагрузкой" сильно преувеличиваются. На самом деле, если у кого-то и могут возникнуть разочарования по поводу масштабов "перезагрузки", так это у Москвы. В качестве одного из основных доказательств воображаемой привычки Обамы разбрасываться союзниками и подлаживаться под противников выдвигается "перезагрузка", и Чарап убедительно показывает, что воинствующие критики просто ошибаются в своих характеристиках по ее поводу. Администрация подставилась под огонь критики, понадеявшись на российскую поддержку санкций по Ирану больше, чем можно было. Но в целом американо-российские отношения существенно улучшились по сравнению с периодом двухлетней давности, и в основном это стало возможно благодаря согласованным действиям нынешней администрации по перестройке взаимоотношений, которые прежняя администрация, как порой казалось, настойчиво разрушала. В утверждениях о том, будто Обама предает союзников, дабы "умиротворить" Россию, никогда не было особого смысла и правды – но ведь и люди, выступающие с такими обвинениями, никогда по-настоящему не понимали, чего пытается добиться президент, взаимодействуя с Москвой, причем многие из них делают просто смешные ошибки в своих оценках российских целей. Сейчас, когда накалилась обстановка в Киргизии, хорошо то, что Москва и Вашингтон создали достаточный запас доверия, чтобы оба государства могли сотрудничать в целях ограничения последствий насилия, охватившего на этой неделе юг страны.
Но есть два примера, когда страны-союзницы были, если можно так выразиться, поставлены в угол. Это Япония и Турция. То, какой прием был оказан новому японскому правительству, когда оно начало настаивать на изменении условий соглашения о базах на Окинаве, по-настоящему навредило американо-японским взаимоотношениям, и в той или иной степени стало причиной отставки премьер-министра Хатоямы. Реакция Вашингтона на новое правительство во главе с Демократической партией Японии казалось неправильным с самого начала, но то была вполне обычная реакция. Соединенные Штаты часто относятся к озабоченностям своих ключевых союзников как к чему-то несущественному и раздражающему. Несмотря на разглагольствования об "образцовом партнерстве" с Турцией, Вашингтон повел себя еще более неуклюже, с пренебрежением относясь к ядерной сделке с Тегераном и с легким сожалением – к нападению на флотилию турецких судов. Это два примера, когда демократические союзники США пытаются проводить чуть более независимую от Америки политику, лучше соответствующую их национальным интересам и пожеланиям избирателей. И в обоих случаях Вашингтон надавал им пощечин и четко дал понять, что ждет от них послушания. Вместо того, чтобы увидеть в действиях этих стран попытку снять часть бремени с Америки и освободить ее от некоторых обязательств в мире, администрация предпочла рассматривать проявления независимости своих важнейших союзников в качестве проблемы, которую необходимо устранять.
Конечно же, те ястребы, которые стенали по поводу якобы неправильного отношения к Польше и Грузии, не видят никаких проблем в том, что администрация неправильно строит и портит свои взаимоотношения с экономически сильными и стратегически ценными демократическими союзниками - потому что именно это делали бы и они, находясь у власти. Что касается этих многочисленных ястребов, то оскорбление союзников и игнорирование их обоснованных озабоченностей в погоне за сомнительными зачастую целями США как раз и есть в значительной степени то, что они считают американской внешней политикой. Они плохо отреагировали на "перезагрузку" с Россией не из-за своей уверенности в том, что эти союзники подвергаются какой-то новой опасности, а потому что увидели в "перезагрузке" отказ от своих более воинственных, более конфронтационных и более пагубных подходов к американской политике в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе. Если "перезагрузка" окажется успешной и будет осуществляться не в ущерб безопасности союзников, то их несостоятельная антироссийская позиция будет полностью дискредитирована.