Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ядерная геополитика: странная любовь между Исламабадом и Пекином (без разрешения Обамы)

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПродукция ОАО "Новосибирский завод химических концентратов"
Продукция ОАО Новосибирский завод химических концентратов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иногда создается впечатление, что назначение Азии - возобновить динамику событий, типичных для периода холодной войны. В этот период Соединенные Штаты сначала были союзником Индии, а потом Китая, а Советский Союз первоначально был близок Китаю, а потом сблизился с Индией. Пакистан всегда был врагом Нью-Дели и другом Пекина.

Иногда создается впечатление, что назначение Азии - возобновить динамику событий, типичных для периода холодной войны. В этот период Соединенные Штаты сначала были союзником Индии, а потом Китая, а Советский Союз первоначально был близок Китаю, а потом сблизился с Индией. Пакистан всегда был врагом Нью-Дели и другом Пекина. Сегодня, несмотря на то, что Россия занимает беспристрастную позицию, эта схема повторяется, по крайней мере, с точки зрения ядерной геополитики, когда Соединенные Штаты связаны с Индией, а Пекин является союзником Исламабада, при том что прогрессивное укрепление этих союзов создает бесчисленные проблемы с точки зрения специальных взаимоотношений между Пакистаном  и Соединенными Штатами.

Если во времена холодной войны равновесие между державами изменялось таким образом, чтобы удовлетворять их политическим интересам, то сегодня динамика такова, что экономические и военные интересы, по-видимому, преобладают над интересами политического сотрудничества. Эта тенденция проявилась в том, что в далеком теперь 2008 году Вашингтон и Нью-Дели подписали договор о сотрудничестве, в соответствии с которым Вашингтон обязался поставлять Индии технологии и горючее для ее атомных электростанций, несмотря на то, что Индия никогда не присоединялась к договору о нераспространении ядерного оружия.

Поставки на семьдесят миллиардов долларов, полученные от Запада, однако, должны быть использованы  для облегчения проблемы энергетического снабжения страны (иначе договор будет аннулирован). Необходимо добиться, чтобы к 2050 году атомная энергия составляла не 3%, а 25% в общем производстве энергии в стране.

Пакистанцы были разочарованы этим соглашением. Китайцы до последнего надеялись, что опасения, выражаемые парламентами обеих стран, не позволят достигнуть компромисса, но в конце концов, возобладали коммерческие интересы Вашингтона и Нью-Дели. И это привело к тому, что Пекин и Исламабад оказались перед ограниченным выбором: Пакистан потребовал, чтобы Соединенные Штаты заключили с ним договор, подобный тому, который был заключен с Индией, но отказ американцев подтолкнул пакистанцев к сближению  с Пекином.

И теперь Пакистан готов получить два атомных реактора из Китая, но Индия и Соединенные Штаты делают все, чтобы этого избежать. Однако, трудно разыгрывать карту неприсоединения Исламабада к договору о нераспространении атомного оружия из-за индийского прецидента, поэтому Вашингтон и Индия напирают на «здравый смысл», утверждая, что Индия дает более прочные гарантии использования атомной энергии только в гражданских целях. Но слишком многие экономические интересы связывают Пекин и Исламабад. Это не позволит убедить Пекин отказаться от его намерений.