24 июня президент США Барак Обама будет принимать в Белом доме своего коллегу Дмитрия Медведева. В ходе этой встречи президентам следовало бы заняться одним вопросом, о котором на фоне ядерной дипломатии и разговоров о «перезагрузке» отношений между Москвой и Вашингтоном эксперты начали забывать. Речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое может коренным образом изменить внешнюю политику страны и ситуацию в ее экономике.
Отношения между Россией и США, дошедшие до низшей точки в августе 2008 года во время российско-грузинской войны, сейчас стремительно улучшаются. Они миновали две важные вехи – в апреле был подписан Договор о стратегических наступательных вооружениях, а недавно Совет безопасности ООН принял новую резолюцию об ужесточении санкций против Ирана. Теперь настало время укреплять экономическое взаимодействие.
В данный момент в ВТО состоят 153 страны, на долю которых приходится 96 процентов мировой торговли. Россия со своими 2 процентами мировой торговли остается самой крупной страной за пределами организации. Заявку на вступление она подала еще в 1993 году – то есть приема она ждет дольше любой другой страны, хотя Соединенные Штаты и признали в 2002 году ее экономику рыночной, в отличие от экономики входящего в ВТО Китая.
Действительно, Россия нуждается в ВТО меньше многих других стран, так как в основном она экспортирует сырье, которое в любом случае получает свободный доступ на рынки. Тем не менее, потенциальная прибыль, которую Россия может получить от вступления в организацию, по оценкам специалистов составит 3,3 процента от ВВП в год – а это большая выгода для экономики. Основные преимущества будут связаны с большей свободой торговли услугами и большими возможностями для прямых иностранных инвестиций.
Россия никогда раньше не была так близка к членству в ВТО. Оставшиеся препятствия невелики: санитарные нормы для экспорта свинины и курятины из США, нормы субсидирования сельского хозяйства, правила шифрования, регулирование принадлежащих государству предприятий и пошлины на экспорт древесины. В общем и целом эти вопросы можно урегулировать с Соединенными Штатами в двустороннем порядке. Если после встречи Обамы и Медведева останутся какие-либо проблемы, с ними можно будет разобраться на саммитах «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки», которые будут проходить 26-27 июня в Торонто. Россия сейчас – единственный член «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки», не вступивший в ВТО.
На самом деле главное препятствие - недостаток взаимного доверия. Российские переговорщики опасаются, что когда все вопросы будут урегулированы, американцы предъявят новые требования. В свою очередь, год назад премьер-министр Владимир Путин вывел из равновесия американских переговорщиков, заявив, что для России таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном приоритетнее вступления в ВТО. Впрочем, позднее Россия дала понять, что ВТО все же важнее, и что она будет вступать в организацию независимо от двух других стран. Таким образом, вопрос о вступлении России в ВТО должен решаться политически между двумя президентами, а оставшиеся технические проблемы могут быть решены в последующие месяцы.
После мирового финансового кризиса Россия оказалась на перепутье. Кремль до сих пор потрясен тем, что Россия в прошлом году потеряла 8 процентов ВВП – больше, чем любая другая из стран «Большой двадцатки», - несмотря на третьи в мире по величине валютные резервы. Сейчас российская экономика быстро восстанавливается, однако Москва сейчас стоит перед выбором между модернизацией и экономической либерализацией, которые обеспечат процветание ее высокообразованной рабочей силе, и путем медленно развивающегося и коррумпированного нефтяного государства, живущего на нефтяную ренту. (Главную пользу вступление в ВТО принесет не тем, что оно увеличит доступ к рынкам, хотя это и поможет российскому экспорту стали и химикалий. Напротив, основные экономические преимущества получит внутренний рынок услуг. Кроме того, полезен будет и рост прямых иностранных инвестиций, приводящий к совершенствованию конкуренции.)
Медведев часто говорит о необходимости провести модернизацию и обуздать коррупцию, которая достигла новых высот за время президентства Путина. Если Обама пригласит Россию окончательно интегрироваться в мировую экономику, это будет явно свидетельствовать об улучшившихся отношениях и станет первым серьезным достижением его администрации в области торговой политики.
Соединенные Штаты до сих пор не отменили принятую в 1974 году поправку Джексона-Вэника, которая запрещает предоставлять России режим благоприятствования в торговле из-за ограничений, накладывавшихся Советским Союзом на эмиграцию евреев. Этот закон – один из реликтов холодной войны – не имеет практических последствий, однако серьезно портит отношения между двумя странами. На практике, если поправка будет продолжать действовать, Россия просто не будет применять правила ВТО к Соединенным Штатам и будет продолжать торговую дискриминацию американских компаний. Следовательно, поправку следует отменить сразу же, как только Россия вступит в организацию.
Обаме и Медведеву пора устранить последние препятствия, мешающие России присоединиться к ВТО. Это будет способствовать модернизации России, что в интересах обеих стран. России модернизация остро необходима, а Соединенные Штаты, увязшие в Афганистане и столкнувшиеся с перспективой обретения Ираном ядерного оружия, сильнее, чем раньше, нуждаются в сотрудничестве с Россией.