Когда российский президент Дмитрий Медведев недавно посещал Дамаск, он объявил, что Россия может оказать помощь Сирии в области ядерной энергетики. На совместной пресс-конференции с президентом Сирии Башаром Асадом он объявил, что проект ядерного сотрудничества между странами может получить второй шанс. Одновременно российский министр энергетики Сергей Шматко публично подтвердил слухи относительно помощи, которую Москва намерена оказать Сирии в строительстве атомной электростанции.
Действия Кремля должны показать Вашингтону и европейским столицам, что Москва совсем не собирается прекратить вмешиваться в дела Ближнего Востока, как наивно подумали многие в столице США после того, как Россия согласилась проголосовать за беззубые санкции ООН против Ирана.
Сама возможность того, что Россия поможет сирийской ядерной программе, должна пугать Белый дом, если он не хочет повторения того шантажа, которым с успехом занялись русские, заключив контракт на строительство АЭС в иранском Бушере. США и Запад тогда в итоге дорого заплатили за то, что не смогли вовремя принять эффективные меры, чтобы помешать ядерному сотрудничеству Кремля и Ирана.
Значительное смягчение новых санкций против Ирана русскими и китайцами – не единственная цена, которую мы можем заплатить на этот раз. Не меньшую тревогу вызывают неотступные подозрения по поводу того, что Кремль помогает Тегерану создать ядерное оружие. То, что русские проголосовали за санкции, эти подозрения не развеивает, да и Кремль, если он действительно продал опасные ядерные технологии Ирану, от этого лучше не выглядит. Тот же самый сценарий может осуществиться и в Сирии, если Вашингтон и европейцы не воспрепятствуют проекту ядерного сотрудничества между Москвой и Дамаском.
Не следует забывать, что МАГАТЭ продолжает расследовать строительство Сирией на иранские деньги и при сотрудничестве Северной Кореи ядерного реактора, который был уничтожен Израилем в 2007 году.
Сам факт переговоров по ядерной энергетике между Медведевым и Асадом должен рассматриваться Западом как намеренная провокация со стороны Кремля. Если мы попробуем вообразить, что русские начнут строить в Сирии атомную электростанцию так же, как они помогали Ирану, это вдвое увеличит угрозу существованию Израиля и сильно испортит жизнь арабским странам богатого нефтью Персидского залива.
Несмотря на то, что уничтожение сирийского реактора будет приоритетной задачей израильского правительства, сделать это будет весьма непросто. С одной стороны, среди жертв атаки могут оказаться российские специалисты, что дополнительно осложнит отношения между Москвой и Иерусалимом, особенно на фоне недавнего отказа Израиля помочь России построить завод по производству БПЛА, считающегося реакцией на визит Медведева в Дамаск.
С другой стороны, Сирия подписала с Ираном военный договор, согласно которому Тегеран обещал не только защищать режим Асада, но и заплатить за большую часть поставляемого Россией оружия. Пути российской военной помощи извилисты и на Дамаске не заканчиваются. Такие террористические организации, как «Хезболлла» в Ливане и «Хамас» в Газе, с удовольствием пользуются оружием, которое Кремль продает Сирии, и режим Асада охотно их этим оружием снабжает. Как противотанковые ракеты «Фагот», которые Москва продавала Дамаску, во время второй Ливанской войны оказались в распоряжении «Хезболлы», так и российские ядерные технологии сирийское правительство вполне может передать вышеназванным террористам.
Кремль снова создал для Запада трудную ситуацию, создав политическую обстановку , которая позволяет Москве активно шантажировать своих соперников. Если ядерное сотрудничество с Дамаском станет реальностью, Москва может снова начать выжимать уступки из Белого дома и Вашингтона, подобно тому, как она то обещала поставить Ирану ракеты С-300, то отменяла поставку - в зависимости от того, как продвигались переговоры с Вашингтоном.
Готовясь к назначенному на 24 июня визиту российского президента, администрация Обамы должна, тем не менее, дать понять Кремлю, что его сирийский ядерный проект будет рассматриваться ей как недружественный, если не враждебный шаг. Вдобавок, режим Асада следует осведомить о последствиях ядерного сотрудничества с русскими.
Дмитрий Сидоров – независимый журналист, бывший глава бюро издательского дома «Коммерсант» в Вашингтоне.