Ожидается, что во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Вашингтон они с президентом США Бараком Обамой окончательно договорятся по практически готовому российско-американскому соглашению по усыновлению, которое положит конец раздающимся в России призывам наложить запрет на иностранное усыновление.
Вопрос об условиях, на которых американская семья может усыновить ребенка из переполненных детских приютов России, стоил в последние годы обеим договаривающимся сторонам почти такой же головной боли, как самые серьёзные стратегические вопросы, вроде контроля над вооружениями или расширения НАТО. По словам экспертов, соглашение сможет разрешить наиболее острые разногласия в этой сфере.
«Соглашение, над которым мы работаем, получается простым и понятным. Оно нужно не только нашей стороне, но также и американским семьям», планирующим усыновить российских детей, говорит Павел Астахов, кремлёвский омбудсмен по правам детей. «Оно даст возможность с большим доверием относиться к этой процедуре и обеспечит какие-то [правовые] гарантии».
По мнению Астахова, сделка положит конец не контролируемым государством усыновлениям из России и полностью передаст процедуру в руки нескольких международных организаций по усыновлению, испытанным и аккредитованным российским министерством образования. (Список аккредитованных на сегодня организаций можно найти здесь).
Условия соглашения предусматривают специальную подготовку будущих родителей, с получением соответствующего сертификата, и требует предоставления регулярных отчётов об успехах и об условиях жизни российских детей в приёмных семьях. В чрезвычайных случаях российские власти смогут выступить на стороне обвинения против родителей, небрежно относящихся к своим обязанностям, и вернуть ребёнка на родину.
«Соглашение станет правовой основой для всей процедуры усыновления, - заявил Астахов. – В будущем, если [российский по рождению] ребёнок окажется в сложной ситуации, мы сможет проследить его судьбу и, при необходимости, вернуть его домой и подыскать ему приёмную семью в России».
За последние 15 лет американские семьи усыновили около 60 тысяч российских детей. Семнадцать детей из этого числа умерли в новых приёмных американских семьях, в некоторых случаях в результате жестокого обращения родителей. Подобные эпизоды привели к частому применению жёстких мер в отношении иностранных усыновлений, в частности, к замораживанию усыновлений на длительный период три года назад.
Но история восьмилетнего Артёма Савельева, которого приёмная мать в апреле этого года одного отправила обратно в Россию, вызвала целую бурю негодования. Некоторые члены российской Думы, нижней палаты парламента, призывали к постоянной отмене всех международных усыновлений.
В настоящее время около трёх с половиной тысяч российских детей находятся в процессе усыновления американскими семьями. Хотя выполнение этой процедуры в последние три месяца изрядно замедлилось, угроза полной остановки усыновлений всё же не реализовалась.
Ретроактивное соглашение
Как заявляют эксперты, соглашение, которое будет вскоре подписано, будет иметь обратную силу, то есть позволит российским властям возбудить судебное преследование в отношении приёмной матери Артема, Тори Хансен из Теннеси, за то, что она отправила своего сына в Россию с запиской, в которой говорилось, что у него тяжелые психические проблемы и он представляет угрозу для семьи.
Нина Останина, депутат Думы, на волне возмущения случаем с Артёмом внесшая на обсуждение законопроект (отложенный Думой) о прекращении всех международных усыновлений, говорит, что она не полностью удовлетворена заключаемой сделкой.
«Наши дети не защищены, и я надеюсь, что новое соглашение изменит эту ситуацию, - говорит Нина. – Но никто никогда не убедит меня в том, что наши дети не имеют права расти в стране, где они родились. Ребенок имеет право говорить на родном языке и обрести счастье на родине».
Происшедшее в начале этого месяца убийство ещё одного российского ребёнка, восьмилетнего Кирилла Казакова, которого нашли забитым до смерти в его приёмном доме в Фрэнсисвиле, штат Луизиана, видимо, заставил российские и американские власти удвоить усилия по достижению соглашения о схеме усыновления.
« Недавние трагические события, случившиеся с российскими детьми, усыновленными в США [смерть Казакова], добавили решимости добиться от американцев наведения порядка в процедуре усыновления, главным образом путем скорейшего заключения соответствующего двустороннего соглашения», - заявил на этой неделе пресс-секретарь российского министра иностранных дел Андрей Нестеренко.
Борис Альтшулер, давний борец за права детей, которые участвовал в составлении проекта настоящего соглашения, сказал, что оно успешно разрешает многие ключевые вопросы.
«Основным достижением соглашения стал запрет на независимые (т.е. не контролируемые государством) усыновления», осуществляемые без посредничества профессионального агентства, сказал он. «Из-за высокого уровня коррупции в России невозможно осуществлять должный надзор за независимыми усыновлениями и обеспечивать правильный ход процедуры. В прошлом именно эта ситуация создавала большую часть проблем».
В других условиях, таких как требование специальной подготовки приёмных родителей, нет ничего особенно нового, говорит Алёна Сенкевич, российский координатор из аризонского агентства по усыновлению «Hand-in-Hand.
«Мы всегда требовали этого от наших клиентов, - замечает она, рассказывая о способах подготовки приемных родителей к общению с ребёнком, с которым поначалу они будут говорить на разных языках, и о других сложностях международных усыновлений. – И российские суды в прошлом нередко требовали, чтобы будущие родители сообщали подробности о ребенке до достижения им совершеннолетия. Так что в этой области ничего особенно нового не ожидается».
Но, говорит Алёна, официальное соглашение положит конец угрозе полного замораживания международных усыновлений, которая висела над подобными организациями после случая с Артёмом Савельевым.
«Вот это действительно очень хорошо. Я надеюсь, что Медведев и Обама серьёзно отнесутся к имевшим место трагическим случаям как к нашей общей проблеме. В конце концов, мы имеем дело с детьми, которые заслуживают защиты», - заявляет она.