Российский миллиардер Михаил Прохоров – новый мажоритарный владелец баскетбольной команды Nets и первый иностранный собственник в истории НБА расположил к себе представителей средств массовой информации во время своего стремительного как ураган визита в Нью-Йорк.
Прохоров – кик-боксер двухметрового роста, международный плейбой и расчетливый бизнесмен - сделал все возможное для того, чтобы люди забыли о выступлении команды в прошлом сезоне на мрачной арене многофункционального центра Izod Center, расположенного в муниципалитете Ист Рутерфорд (East Rutherford) в штате Нью-Джерси. Он был настроен шутливо («Америка, я пришел с миром»), игриво уклонялся от вопроса об изменении названия команды, и был уверен в победе в чемпионате через пять лет – «максимум».
Пока Прохоров – второй в списке самых богаты людей в России - соблазняет тренера, свободных агентов наличными, а также первоклассными условиями, давайте не будем забывать о тех суммах, которые он и его партнер по бизнесу Брюс Ратнер (Bruce C. Ratner) смогли сэкономить, так как деньги налогоплательщиков активно используются при строительстве арены в Бруклине. Эта помощь заключается в предоставлении отличного участка, значительных субсидий, отказа от прав на название, а также в наличии плохого, недемократического городского планирования.
Огромный Прохоров сильно отличается от Джеймса Долана (James L. Dolan) – ненавидящего прессу владельца баскетбольной команды Knicks и сдержанного Ратнера. Ратнер занимается девелоперскими проектами в Бруклине, и он приобрел баскетбольную команду Nets для того, чтобы улучшить ситуацию с финансированием проекта Atlantic Yards, лишив при этом средств саму команду.
В прошлом году в соответствии с рейтингом журнала ESPN the Magazine новичок в баскетболе Ратнер – чего не скажешь о Прохорове – занял второе место от конца в списке владельцев в командных видах спорта. Однако они выступают как партнеры. Прохорову будет принадлежать 80 процентов акций команды и 45 процентов акций компании, которая будет осуществлять оперативное управление ареной, и эта управляющая компания находится под контролем Ратнера. Прохорову будет предоставлен опцион на приобретение 20 процентов акций компании Atlantic Yards development.
Прохоров, которого обозреватель журнала ESPN Билл Симмонс (Bill Simmons) называет российским мутантом Марка Кьюбана (Mark Cuban) с намеком на колоритного владельца команды Dallas Mavericks , стал богатым благодаря использованию определенной системы.
Прохоров считает, что он «сделал себя сам». Однако он приобрел занимающуюся металлами фирму «Норильский никель» в результате процесса, который, судя по всему, даже нельзя назвать законным с точки зрения западных стандартов, как сообщал об этом один из партнеров по бизнесу в программе «60 минут».
В Бруклине процесс с ареной прошел испытание на соответствие законам, так как суды обычно занимают сторону штатных агентств. Однако, как я написал более четырех лет назад в моем блоге Atlantic Yards Reports, это была инсайдеровская игра.
Ратнеру, чья компания тратит немало средств на лоббирование, нужна была ключевая часть государственной собственности в проекте Vanderbilt Yard, которым занималась корпорация Metropolitan Transportation Authority (MTA). Городские и штатные власти вошли в этот проект без объявления конкурса.
Когда с опозданием MTA начала искать претендентов на участие в проекта, то единственный конкурирующий девелопер предложил в три раза больше денег, чем это сделала фирма Ратнера. В прошлом году, когда у компании Ратнера возникли проблемы с наличностью, MTA согласилась подсластить сделку относительно железнодорожного депо и перекрыла движение.
Эта арена не могла бы быть построена без принудительного отчуждения собственности, то есть без реализации права штата изымать частную собственность для общественного использования – или для «общественных целей», как потом оказалось – с предоставлением справедливой компенсации. Так в чем проблема? Оправданием для Бруклина была ликвидация трущоб, которые власти штата определи расплывчато как «низкий стандарт и антисанитария», которые негативно влияют на весь район. На месте Atlantic Yards находились ранее престижные кондоминиумы. Многие продолжают существовать по соседству. Власти штата утверждали, что на месте стройки отмечался высокий уровень преступности. На самом деле высокий уровень преступности характерен для районов вблизи торгового центра Ратнера.
«Корпорации спортивных развлечений» (удобный термин, предложенный Беттиной Диамани Bettina Diamani) из проекта Good Jobs New York) оказались удобным способом получения государственных средств для строительства спортивных объектов. Финансирование проекта Barkley Center, затраты на строительство которого составляют около 1 миллиарда долларов, дело более тонкое, но, тем не менее, государство также выделяют значительное количество средств.
При этом надо иметь в виду, что и штат и город предоставили каждый по 100 миллионов долларов якобы для улучшения инфраструктуры, в том числе и для коммунальных услуг. Городские субсидии, часть из которых могла быть использована для приобретения земельных владений, были просто переданы Ратнеру в виде компенсации за ту собственность, которую он купил у жильцов и компаний в этом районе.
Позднее мэр Майкл Блумберг (Michael R. Bloomberg) предоставил якобы на инфраструктуру 105 миллионов. Но и этого мало – Блумберг согласился в прошлом году направить 31 миллион долларов из этой суммы на приобретение земельных участков, и это означает, что у будущих мэров, судя по всему, будут просить больше средств на инфраструктуру. Независимое бюджетное управление (Independent Budget Office) города Нью-Йорка называет строительство этой арены чистой потерей средств налогоплательщиков.
Более прямой подарок связан с правами на название арены, которые раньше оценивались в 400 миллионов долларов, а теперь по меньшей мере в 200 миллионов долларов.
Почему компания-оператор этой арены сохраняет за собой доходы от прав на ее название, хотя штат и считает ее государственной собственностью?
«Это составная часть финансирования проекта», утверждает представитель корпорации Empire State Development Corporation, неизбираемый совет директоров которого утвердил этот проект вопреки местному зонированию (local zoning).
Этот фиговый лист государственного владения позволяет Ратнеру и Прохорову воспользоваться 511 миллионами в виде необлагаемых налогами облигаций для этой арены, что сохранит им примерно 150 миллионов долларов за счет использования данного вида финансирования, которое сейчас министерство финансов уже не разрешает.
Эта арена рассчитана на близость к крупнейшему в Бруклине транзитному узлу, где сходятся 10 линий подземки, а также Бруклинский терминал железнодорожной сети Long Island Rail Road. И действительно новый вход в подземку будет, скорее всего, связан с площадью перед спортивной ареной.
Если бы городские и штатные власти были привержены ориентации на развитие транзитного движения, то они бы вложили средства в подземку и ограничили бы движение около самой арены. Однако открытая стоянка на 1 100 машин также запланирована на расстоянии одного длинного квартала к востоку от арены.
Некоторые люди заходят поехать туда на машине, однако район Atlantic Yards очень плотно застроен. С запада и с востока он граничит с двумя крупными авеню, а также с транзитным транспортным узлом. А на востоке и на юге он вклинивается в очень оживленный жилой район Prospect Heights.
Парковка для автомобилей примыкает к историческому району, и, оставив свою машину, посетители арены будут двигаться по узким тротуарам этого жилого квартала.
С учетом того, что штат пересмотрел сроки завершения проекта в районе Atlantic Yards, окончание строительства открытой автостоянки может затянуться на десятилетие, или даже больше.
Стратегия Прохорова, стартовавшего с хода, состоит в том, чтобы создать династию, стать известным каждой семье в Северной Америке и предоставить возможности для инвестирования.
Однако строительство арены должно было быть справедливым процессом, и он должен был бы заплатить по полной программе. И, конечно же, он может это себе позволить.
Норман Одер – журналист из Бруклина; в течение более четырех он лет вел блог, в котором он подробно рассказывал о проекте Atlantic Yards.