Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент России «гуглит» капитализм

Дмитрий Медведев отправился в Силиконовую долину в надежде на выгодный рынок

© POOL / Перейти в фотобанкВстреча Дмитрия Медведева с выходцами из России, работающими в Кремниевой долине.
Встреча Дмитрия Медведева с выходцами из России, работающими в Кремниевой долине.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для российского президента Дмитрия Медведева серьёзной проблемой на пути к обустройству и обеспечению роста высокотехнологичных проектов является неуклюжая бюрократическая система, поражённая коррупцией. Ресурсов и мозгов в России вполне хватает. Но необходимо пересмореть самое устройство системы, и к успеху можно прийти только при наличии сильной политической воли.

Снесите эту стену, господин Медведев!


Это у российского президента просит российский предприниматель. Стена — это репрессивно-бюрократическая система. Звучит знакомо? Как ни странно, у президента Рейгана в начале 1980-х в США была примерно такая же проблема. В то время главным препятствием на пути к инвестированию и созданию условий для ведения бизнеса были обременительные налоги. Для российского президента Дмитрия Медведева серьёзной проблемой на пути к обустройству и обеспечению роста высокотехнологичных проектов является неуклюжая бюрократическая система, поражённая коррупцией. Ресурсов и мозгов в России вполне хватает. Но необходимо пересмореть самое устройство системы, и к успеху можно прийти только при наличии сильной политической воли.

Реализация экономической программы Рейгана привела к возникновению одного из самых долгоиграющих «бычьих» (то есть растущих) рынков в истории современности. Сокращение налогов на прирост капитала было особенно важным для стимулирования инвестирования в предприятия, сопряжённые с высоким риском и связанные с технологиями. На данном этапе рано говорить, окажут ли реформы и инициативы президента Медведева революционное воздействие а-ля Рейган. Начало, однако, он придумал хорошее. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге состоялся экономический форум, и на нём президент презентовал революционное предложение, заключающееся в отмене налога на прирост капитала в отношении долгосрочных инвестиционных проектов начиная с 2011 года. А на этой неделе Медведев отправится в Силиконовую долину, чтобы встретиться и завести контакты с руководителями, в частности, таких компаний, как Apple, Cisco, Google и Twitter.

Возможно, Медведев — это именно тот человек, который нужен для вывода технологической отрасли в России на новый уровень — уровень мирового класса. Вспоминается, как царь Александр II освободил русских крестьян. Не получится ли так, что президент Медведев освободит русских предпринимателей?

За минувшее десятилетие Владимир Путин заложил жизненно важные основы макроэкономической системы. Отличавшуюся запутанностью и носившую карательный характер систему налогообложения, действовавшую в 1990-х годах, он заменил на существенно упрощённую и непропорциональную схему (в настоящее время это 13 процентов налога на личные доходы и 20 процентов — на корпоративные). Последовавшие за этим сокращения налога на прирост капитала стали стимулом развития капитализма, а также привели к беспрецедентному росту доходов государства. Любой согласится, что скачкообразный рост цен на энергоносители стал существенным фактором, поспособствовавшим восстановлению российской экономики, но именно сдержанная, консервативная фискальная политика, проводившаяся российским правительством, позволила стране уничтожить задолженность перед «парижским клубом», создать значительные запасы «на чёрный день», а также накопить третий по величине в мире золотовалютный запас, уступающий только резервам Китая и Японии. Эта политика также имела огромные последствия в общественной сфере. Количество граждан, живущих в условиях бедности, в период с 1999 по 2005 годы сократилось с 41,5 до 12,1 процента.

Начавшийся не так давно мировой экономический спад имел серьёзные и болезненные последствия. Тем не менее, обзаведясь после бурной эпохи 1990-х надёжным экономическим фундаментом, Россия сумела выстоять под ударами непрекращающегося экономического шторма. Сейчас Россия вполне готова к восстановлению экономики. Но это восстановление может оказаться эфемерным, если только Россия не модернизируется, не даст стимула инновационному подходу и не выделит ресурсов на дальнейшее развитие инфраструктуры. Понимая это, Медведев сосредоточил свои усилия на микроэкономической политике, а конкретно — на стимулировании предпринимательской деятельности и на формировании частного бизнеса в России путём смягчения эффекта, оказываемого на него стоящими на его пути внушительными барьерами.

Один из путей к решению проблемы — Сколково, оно же «Инноград» (от слова «инновация»). Сколково — это город совсем рядом с Москвой, где находится Московская школа менеджемента, новый ВУЗ, готовящий лидеров и предпринимателей для будущих рынков. Иногда Сколково называют будущей российской Силиконовой долиной, но, вероятно, это неправильное название. На самом деле Сколково — это то место, с которого Россия начнёт свою попытку порвать с прошлой системой.

Ожидается, что благодаря Сколково у России появится новая схема модернизации, независимая судебная власть, основанная на диктате закона, уважение к международным традициям ведения бизнеса, а также инфраструктура, построенная на ультрасовременных технологиях. Самое главное же то, что именно здесь лучшие и умнейшие люди получат возможность заниматься свободным творчеством и изобретательством. Учитывая то, что в России государство постоянно вмешивалось в подобные дела, звучащая в адрес проекта критика тоже вполне обоснованна. Медведев, похоже, тоже понимает, насколько важное значение будет иметь появление нового шаблона. Чтобы сколковский проект удался, модернизация не должна идти по мандату сверху. Спускаемые сверху указы просто не сработают. Государство должно организовать подходящую среду и правильную систему стимулов, а затем позволить предпринимательству развиваться органично. Во-вторых, нельзя, чтобы всё это было сосредоточено в одном месте. Со временем сколковские идеи и сколковская инфраструктура должны прочно укорениться по всей территории страны, от Калининграда до Владивостока. В-третьих, чтобы началось процветание модернизации и настоящих реформ, а коррупция была уничтожена, нужно, чтобы шла открытая конкуренция, в особенности на монополизированные государственными службами услуги.

Во время предстоящего на этой неделе визита в Силиконовую долину президент Медведев (первый глава российского государства, посещающий её) и его делегация встретятся с представителями руководства технологических компаний и инвесторами-капиталистами. Пожалуй, ещё более важно то, что будет иметь место завязывание контактов и обмен идеями с предпринимателями, а также экскурсия по «гаражным» начинающим предприятиям, где и зарождаются, как в чашке Петри, инновации Силиконовой долины. Всё это делается для того, чтобы попытаться сделать в Сколково свою особую магию, и вообще простимулировать развитие предпринимательско-инновационной культуры в России в целом.

Как же Медведев подходит для этой задачи, более подобающей Гераклу? Дело в том, что, хотя об этом знают немногие, президент сам занимался бизнесом. В начале 1990-х. В возрасте двадцати пяти лет он открыл своё дело в родном городе — Санкт-Петербурге. Сейчас он разбирается в технике не хуже, чем Барак Обама — часто сидит в Интернете и постит записи на своём аккаунте в Facebook. Три недели назад российский президент произвёл довольно сильное впечатление на западных инвесторов-капиталистов, собравшихся у него в Москве с целью обсуждения развития предпринимательства в России. После более полутора часов дискуссии с президентом Медведевым на тему инвестирования в технологии и начинающие предприятия, один из моих коллег воскликнул: «Он всё понимает!». Для циничного инвестора-капиталиста из Силиконовой долины это большая похвала и лакмусовая бумажка, по которой можно судить о готовности инвесторов верить в способность Медведева успешно модернизировать российскую экономику.

Питер Лукьянов был одним из основателей и управляющих партнёров в венчурной фирме «Алмаз-Капитал Партнерс», занимающейся инвестициями в России и странах СНГ и расквартированной в Силиконовой долине и Москве