Обсуждение будущего Приднестровья станет настоящей проверкой отношений России и Европейского союза. На этой небольшой территории на границе Украины и Молдавии проживает 500 000 жителей, русскоговорящих в своем большинстве. В 1990 году республика заявила о своей независимости от Кишинева, а два года спустя стала ареной кровопролитного конфликта, который окончился вводом российского «миротворческого» контингента. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе безуспешно пытается добиться вывода этих войск еще с 1999 года.
Сейчас же этот «замороженный» конфликт на границе Европы стал предметом переговоров важнейших европейских столиц и Москвы. Вопрос фигурировал на прошедшей 23 июня в Париже встрече Веймарского треугольника (Франция, Германия, Польша), на которую также впервые была приглашена Россия.
Министры Бернар Кушнер (Bernard Kouchner), Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), Радослав Сикорски (Radoslaw Sikorski) и Сергей Лавров заявили о своей поддержке меморандума о новом военно-политическом сотрудничестве ЕС и России, который подписали 5 июня немецкий канцлер Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев. В документе говорится о создании совета министров, целью которого будет решение вопросов международной безопасности и организация совместных действий для разрешения общественных и военных кризисов. Заседать в нем будут еврокомиссар Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Первый из готовящихся к обсуждению вопросов уже объявлен: им станет Приднестровье.
В целом европейцы рассчитывают разместить в Приднестровье своих наблюдателей или солдат с тем, чтобы добиться возобновления процесса урегулирования конфликта, который уже долгое время не может сдвинуться с мертвой точки. Они полагают, что в этой республике Россия (в отличие от Грузии) должна продемонстрировать всем мягкий подход. Толчком для данной инициативы послужило недавнее потепление отношений Москвы и Варшавы, а также ощутимая «смена полярности» в высказываниях Кремля по ЕС: всем очевидно, что режим стремится развеять существующее недоверие, а также привлечь западные технологии и инвестиции.
Особенно активной выглядит немецкая дипломатия, которая стремится привести страны Восточной Европы к единому видению перспектив отношений с Москвой. Российско-германский меморандум от 5 июня был предложен Ангелой Меркель от имени ЕС, однако никаких консультаций с европейскими партнерами Берлин не проводил. Кушнер в свою очередь также рассчитывает на то, что проект поддержат все 27 стран-членов Евросоюза.
При всем этом пресс-конференция в Париже была показательной с точки зрения существующих разногласий и недоговоренностей. Так, Россия хочет сотрудничать, но на своих условиях и с сохранением своих геополитических интересов в той части Европы, что Медведев охарактеризовал как «зону привилегированных интересов».
«Помочь Молдавии»
Сергей Лавров также не слишком торопился с предоставлением ЕС миротворческой роли в Приднестровье. В ответ на вопрос журналистов он упрекнул ЕС и США в том, что в 2003 году они похоронили меморандум Козака, который на самом деле легитимизировал идущее вразрез с обязательствами Москвы присутствие в республике российских войск.
Российский министр также не стал скрывать неприязни по отношению к молдавским властям, которые стремятся к сближению с ЕС. У Молдавии есть «реформаторское правительство. Нужно сделать все, чтобы добиться объединения страны на основе европейских ценностей», сказал в ответ Сикорский. В целом же польская дипломатия проявляет недюжинную гибкость и умение. С одной стороны она демонстрирует открытость к сотрудничеству с Москвой, чтобы поддержать ее вес в Европе, а с другой стороны – тормозит слишком уж потворническое усердие Франции и Германии, а также настаивает на детальном обсуждении защиты суверенитета и гарантий безопасности государств на границе Европы.
Польша прекрасно осознает, что ей принадлежит одна из ключевых ролей в развитии отношений Росси и ЕС. Без нее ни о каком партнерстве не может быть и речи. В опубликованной 16 июня статье в International Herald Tribune Сикорский говорил о «хаотичной политике ЕС по отношению к России» и непостоянстве некоторых стран-членов, которые «ставят других в положение заложников». «Те, кто действует в одностороннем порядке в таких сферах как энергетика и военное сотрудничество, могут в итоге оказаться противниками других государств-членов в иных областях», сказал он, намекая на газовые соглашения и проект продажи России четырех вертолетоносцев «Мистраль».