Надо отдать должное Бараку Обаме: его усилия по перезагрузке отношений с Россией дают исключительно хороший результат. Встреча, состоявшаяся между Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым в четверг в Белом Доме, стала высшей точкой в российско-американских отношениях с 1995 года, когда на Парад Победы в Москву приехал Билл Клинтон. После десятилетней конфронтации Москва и Вашингтон нашли взаимопонимание по целому ряду ключевых вопросов, от санкций против Ирана до противоракетной обороны в Европе и фактического прекращения натовской экспансии в глубоком российском тылу.
Однако проблема заключается в том, что все эти благие и полезные достижения были реализованы почти исключительно за счет Обамы. Соединенные Штаты разочаровали своих союзников в Восточной Европе, отменив планы размещения противоракетных батарей и объектов в Польше и Чехии, чтобы угодить Москве. Оккупация Россией Грузии - лучшего друга Америки на постсоветском пространстве, по сути дела, признана Вашингтоном как свершившийся факт – и снова, чтобы угодить Москве. В то же время, Вашингтон хранит молчание по поводу усиления гонений на свободы внутри России и проходящего сейчас второго судебного процесса над олигархом Михаилом Ходорковским.
Что же Обама приобрел благодаря всем этим дипломатическим жертвоприношениям? Перечень весьма короткий. Москва прекратила попытки выгнать американцев с их военно-воздушной базы в Киргизии (база эта крайне важна для обеспечения американских действий в Афганистане); она поддержала в прошлом месяце довольно слабые санкции против Ирана; и наконец, этой весной она подписала договор о сокращении ядерных вооружений СНВ. Однако пока Обама в своих взаимоотношениях с Москвой очень многое отдает и очень мало получает.
Предположительно, все эти жертвы имеют целью достижение реальных и прочных мирных дивидендов, условия которых президенты двух стран обсудили в Вашингтоне. Для этого необходимо уговорить Россию сблизить свои интересы с Западом, а не с государствами-отщепенцами, такими как Венесуэла, Иран и Сирия, с которыми любил флиртовать бывший президент, а ныне премьер-министр Владимир Путин. Советник Обамы по России Майкл Макфол (Michael McFaul) обещает, что "мы действительно намерены копать глубже по всем аспектам", а заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс (Ben Rhodes) говорит о "нормализации" отношений по целому комплексу "главных приоритетов в сфере национальной безопасности - таких как нераспространение ядерного оружия, Афганистан, Иран и Северная Корея". По итогам переговоров в четверг не планируется подписание каких-либо серьезных дипломатических соглашений; однако Белый дом явно надеется, что они положат начало новому этапу сотрудничества.
В то же время, на повестке дня целый набор соглашений по экономическим вопросам. Это устраивает обе стороны: по мнению Вашингтона, чем больше Россия интегрируется с американской и европейской экономикой, тем меньше у нее шансов на возврат к конфронтации путинской эпохи. Что касается Москвы, нынешний дружественный тон российских лидеров во многом обусловлен настоятельной потребностью в западных капиталах и технологиях для реформирования агонизирующей экономики страны. Медведев планирует посетить калифорнийскую Кремниевую долину, чтобы собрать инвестиции на свой любимый проект "инновационного города" в Подмосковье. А корпорация "Российские технологии" объявила недавно о покупке для "Аэрофлота" 50 самолетов "Боинг-737" на сумму 4 миллиарда долларов. На этой неделе, несомненно, появятся сообщения о новых крупных сделках, что даст Медведеву на родине немалый прирост популярности.
Если этот "медовый месяц" превратится в "удачный брак", Россия получит еще немало выгод - как в экономическом, так и в политическом плане. Новое соглашение о сотрудничестве в сфере гражданских атомных технологий, проходящее сейчас через Конгресс, может дать ей миллиарды. Буквально через несколько месяцев США могут оказать России поддержку со вступлением во Всемирную торговую организацию. Американские президенты крутили этим пряником перед носом Москвы с 1993 года. Обама надеется, что Россия в ответ откажется от своих военных авантюр (таких как вторжение в Грузию в 2008 году) и прекратит снабжать оружием диктаторов, сократив поставки Ирану, Сирии, Венесуэле и подобным им странам.
Конечно, это рискованная игра. Но политика прямого противостояния России, проводившаяся во время правления Буша – будь это вопросы прав человека или ее влияние на постсоветском пространстве – привела к крайне неприятным последствиям. Поэтому обамовская "перезагрузка", несмотря на большие издержки в плане дипломатического капитала, может стать наилучшим шансом для превращения России скорее в друга, чем во врага Соединенных Штатов.