Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В деле о российских шпионах фигурируют старые шпионские трюки

© flickr.com/Walt Jabscoшпион
шпион
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Инструкции Московского Центра были предельно ясными: его действующий в Соединенных Штатах шпион при встрече в Риме должен подойти к незнакомцу и задать вопрос: «Извините, мы, случайно, не встречались на Мальте в 1999 году». На это должен был последовать ответ: «Да, действительно. Я был в Ла-Валетте, но только в 2000 году».

Инструкции Московского Центра были предельно ясными: его действующий в Соединенных Штатах шпион при встрече в Риме должен подойти к незнакомцу и задать вопрос: «Извините, мы, случайно, не встречались на Мальте в 1999 году». На это должен был последовать ответ: «Да, действительно. Я был в Ла-Валетте, но только в 2000 году».

В соответствии с полученными из Москвы инструкциями, незнакомец должен был затем незаметно передать шпиону фальшивый ирландский паспорт для поездки в Россию.

Эта встреча, описанная в данных под присягой письменных показаниях сотрудников ФБР, представляет собой избитый шпионский штамп, как будто он был взят из пародийного фильма братьев Коэнов (Coen) 2008  года под названием  «После прочтения сжечь» (Burn After Reading).

Однако, как следует из представленных в понедельник в суде материалов, обосновывающих арест сотрудниками ФБР 10 якобы «глубоко законспирированных» российских шпионов, все происходило именно так.

Хотя из этого 37-страничного документа и следует, что Московский Центр, судя по всему, добавил в свой «набор хитроумных приемов» некоторые технологии Интернета, тем не менее главный вывод состоит в том, что российская разведка по-прежнему полагается на шпионские методы  - на шпионском жаргоне это называется «спецмероприятия»,  - которые по своему возрасту не уступают некоторым римским холмам.

Можно не сомневаться в том, что задержанные сотрудниками ФБР предполагаемые российские агенты иногда обменивались сообщениями, спрятанными на веб-страницах (этот способ называется «стеганография» (steganography).

Однако по большей части они контактировали друг с другом при помощи допотопных способов. В этих целях использовались незаметные встречи в городских парках, пакеты наличных, спрятанные на какой-нибудь проселочной дороге, и даже радиосвязь с применением азбуки Морзе.

И, действительно, представленные ФБР материалы вызывают в памяти классические черно-белые телесериалы вроде «Я вел тройную жизнь» (I led 3 lives).

«Проведенное ФБР расследование показало, что целая сеть нелегалов… существует и действует в настоящее время в Соединенных Штатах, выполняя при этом одну главную, долгосрочную задачу», - говорится в письменных показаниях под присягой специального агента Марии Ричи (Maria Ricci). - Их задача состоит в том, чтобы стать в достаточной степени «американизированным» для того, чтобы они могли собирать для России информацию о Соединенных Штатах и вербовать новых агентов, которые уже находятся в высших эшелонах американской политической системы или способны туда проникнуть».

Способы разоблачения шпионов, использовавшиеся ФБР, также старомодны, и они больше похожи на то, что происходит в сериале «Бредень» (Dragnet), чем на события в фильме «Враг государства» (Enemy of the State) с его параноидальной фантазией на тему использования подслушивающих и подсматривающих спутников.

Агенты ФБР установили «подслушивающие устройства, напоминающие микрофоны, в квартиры некоторых из подозреваемых». Они  «тайно проникли в некоторые дома подозреваемых, сфотографировали улики, а также скопировали данные на электронных носителях и после этого покинули указанные помещения», отмечается в материалах дела.

Разумеется, агенты ФБР использовали при этом и другие методы работы, включая «контроль и запись телефонных разговоров, а также просмотр сообщений электронной почты».

Агенты ФБР, судя по всему, захлопали от радости в свои коллективные ладоши, когда они узнали, какими примитивными радиотехническими средствами пользуются русские, а именно – высокоскоростными «импульсными передатчиками». В соответствии с этой техникой времен холодной войны, передающая сторона должна записать зашифрованное и закодированное при помощи  азбуки Морзе сообщение на пленку, а затем «выстрелить» ее в эфир в тысячные доли секунды.

Эти способы передачи было несложно обнаружить агентам ФБР, когда они уже знали, где искать. Подслушивающие устройства в домах подозреваемых фиксировали «необычные электронные щелчки, похожие на прием кодированных  сообщений по радио», отмечается в материалах дела.

Соответственно, вы можете подумать, что русские пошли дальше использования зарытых в землю бумажных пакетов для передачи денег своим агентам. В представленных ФБР материалах содержится указание на то, что Московский Центр, действительно, снабжал их карточками ATM.  Однако они не смогли полностью отказаться от традиционных методов.

«Мецос (METSOS) закопал  некоторую часть денег в предместье Нью-Йорка», - сообщается в материалах ФБР о действиях одного из подозреваемых, – а в 2006 году конспираторы из Сиэттла прилетели в Нью-Йорк и откопали их».

«Зоттоли (ZOTTOLI) откопал пакет с деньгами, который был зарыт в землю Метсосом», говорится в материалах ФБР с указанием на еще одного подозреваемого.

«Хуан Ласаро (Juan Lazaro), - как следует из представленных ФБР материалов, - получил в одной южноамериканской стране пакет с деньгами от представителя российского правительства».

«Палаэс (Palaez), - сообщается в представленных ФБР документах, -  получил пакет от неизвестного человека во время их встречи…  в городском парке в одной из южноамериканских стран».

Из представленных материалов следует, что «российский правительственный чиновник №3 тайно передал денежные средства, а также флэш-накопитель обвиняемому  Ричарду Мерфи (Richard Murphy)» при «контактной передаче» (brush pass) на одной из железнодорожных станций города Нью-Йорка.

Как это следует из самого названия, «контактная» передача сообщений и денежных средств осуществляется мгновенно при встрече двух человек.

По мнению ФБР, все подозреваемые являются, скорее всего, русскими, которых в течение многих лет в Московском Центре учили вести себя, а также думать и говорить так, как это делают американцы. Вплоть до споров о том, кто получил приз Самого ценного игрока в супер-финале чемпионата по американскому футболу в 1987 году. Такое задание получают только самые способные агенты в России.

Однако ФБР, возможно, никогда не узнает, кто они такие на самом деле, так как Московский Центр, как следует из представленных материалов, использует для этого еще один испытанный способ. Он состоит в получении свидетельства о рождении умерших канадцев или американцев, на основании которых  разрабатываются  совершенно новые, придуманные «легенды»  для шпионов.

В материалах ФБР приводится несколько таких примеров.

И этот трюк также стар как римские холмы, однако он имеет одно дополнительное достоинство. В отличие от других приемов, он вполне может лишить возможности ФБР узнать, кем на самом деле являются все эти люди.

Сотрудник редакции Джули Тейт (Julie Tate) участвовала в подготовке этого материала.