Президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев с удовольствием (хотя и без особой пользы для здоровья) поели гамбургеров с картошкой фри и с пользой для дела пообщались в Овальном кабинете. И хотя традиционные проблемы, связанные с безопасностью (контроль вооружений, последствия российско-грузинской войны 2008 года, ситуация в Киргизии), тоже фигурировали в повестке дня — самое почётное место в дискуссиях заняли экономические проблемы.
Оба президента понимают, что именно из-за отсутствия существенных экономических связей между странами российско-американские отношения недостаточно, так сказать, тяжеловесны, чтобы успешно проходить зоны турбулентности. Но обе стороны настойчиво работают над тем, чтобы продраться сквозь завалы, мешающие конструированию новой коммерческой машины. Некоторые из результатов этой работы могут показаться несущественными, но в будущем они сыграют большую роль. Разрешив затянувшуюся ссору вокруг экспорта курятины из США в Россию, мы сможем нейтрализовать активную лоббистскую группировку, добивавшуюся от Конгресса пересмотра условий сделок с Россией. В конце концов, в свою бытность сенатором вице-президент Джо Байден выступал против снятия с России санкций, наложенных в соответствии с поправкой Джексона—Вэника, так как Москва ввела квоту на импорт курятины из США, а курятина — это основная статья экспорта для штата Делавэр. В свою очередь, США, скорее всего, отменят все сохранившиеся законы (включая поправку Джексона—Вэника), ограничивающие нормальные торговые отношения с Москвой, чтобы Россия могла спокойно вступить во Всемирную торговую организацию.
Таковы некоторые из задач, решением которых могли бы заняться наше и их правительства. Но если экономическим отношениям будет дан новый старт, то оба правительства должны быть готовы доверять друг друга и отказаться от применения некоторых до сих пор существующих рычагов воздействия.
Со стороны США — появление новой волны финансовых и технологических инвестиций в российскую экономику будет означать согласие с тем, что российские фирмы будут и в дальнейшем продавать свои товары на традиционных рынках «третьего мира», в том числе и в тех странах, с которыми у США не самые лучшие отношения. Если же пройдёт ратификацию соглашение о мирном атоме под названием «1-2-3», то американские фирмы начнут получать выгоду от более тесного сотрудничества и от совместных предприятий с российскими партнёрами, так как Россия будет наращивать своё присутствие на рынках атомной энергии. В некоторых случаях (особенно это касается Индии) произойдёт пересечение с приоритетами Америки. В других (в частности, в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке) — распространение атомных технологий может вступить в конфликт с желаниями США. Америка не сможет диктовать российским компаниям, как, когда и где продавать связанные с передовыми технологиями товары и услуги.
В условиях более тесного экономического сотрудничества, без сомнений, начнётся рост влияния России на политический процесс в США. Российский рынок уже стал жизненно важным для выживания и экономического благополучия автомобильной промышленности США. Если и когда деловые связи между нашими странами будут расширены, и Уолл-стрит (финансы), и Мэйн-стрит (производство) станут намного более сильно заинтересованы в поддержании хороших отношений с Кремлём, а, как мы уже видели на примере отношений США с Китаем, это вполне может сказаться на ассортименте действий, которые Вашингтон может счесть нужным произвести в отношении России.
С точки зрения России, однако, тоже возникнут некоторые ограничения, с которыми придётся считаться. Обращаясь к членам торговой палаты США, Медведев пообещал, что российское правительство создаст «наиболее благоприятные, наиболее покровительственные условия» для американских инвесторов. Таким образом Кремль обязуется не сходить с курса реформ, направленных на укрепление законности и искоренение коррупции. Массированных вложений американского капитала в сектор передовых технологий российской экономики не будет, покуда олигархи и государственные компании будут пользоваться своими связями в правящих кругах, захватывать чужие активы и заставлять руководство корпораций идти на огромные уступки, угрожая в противном случае отобрать весь их капитал. Фирмы, чья деятельность связана с передовыми технологиями, и компании, специализирующиеся на инновационной деятельности, не должны соответствовать тем же требованиям, что и предприятия сырьевой отрасли, которые просто вынуждены базироваться в России, чтобы иметь доступ к минеральным богатствам её недр. Такие фирмы могут просто обойти Россию, оставив её на обочине технического прогресса; к тому же у них есть возможность пользоваться происходящей «утечкой мозгов» из России. «Бандитский капитализм» — это не самая привлекательная среда для американских предпринимателей, во всяком случае — в тех секторах экономики, которые особенно важны для процесса модернизации России и для Медведева лично.
В прошлом руководство США и России договаривалось о проектах, находившихся в прямом ведении и юрисдикции государственных структур. Экономические отношения, в желании изменить самую суть которых признаются оба президента, могут стать причиной постепенной смены духа двусторонних отношений, благодаря чему будет задействован весьма значительный потенциал, но с другой стороны — бюрократы из обеих столиц рискуют выпустить происходящее из-под своего контроля. Их предшественники, фигурально выражаясь, осмелились лишь попробовать воду в бассейне кончиками ног, а нырнуть не решились. Готовы ли Обама и Медведев совершить решительный прыжок в воду? Поживём — увидим.
Николас Гвоздев, старший редактор National Interest, преподаёт теорию национальной безопасности в колледже Военно-морского флота США. Изложенная в статье точка зрения является его личной