Чиновники России и Аргентины планируют, по меньшей мере, согласно официальным заявлениям, поставить на новую ступень двусторонние отношения, подорванные приостановкой экспорта аргентинского мяса, разрабатывая новые сферы сотрудничества и готовя стратегическую почву для отношений. Однако эта тенденция вызывает ряд сомнений.
В попытке преодолеть политические и торговые разногласия последних времен, правительства России и Аргентины пытаются сейчас, по принципу матрешки, составить двусторонние отношения с новым лицом.
Как обычно происходит в подобных случаях, сейчас в изобилии звучат заверения о доброй воле, один за другим наносятся визиты в обе стороны, а также совершают поездки предприниматели, которым буквально в затылок дышат чиновники, пытающиеся воплотить в жизнь то, что они красноречиво изложили на бумаге.
«Для России Аргентина – один из ключевых политических и экономических партнеров в Латинской Америке», - заявил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов во время визита в Аргентину две недели назад. «Мы не должны сбрасывать со счетов такие традиционные отрасли нашей торговли, как мясо, вино, энергетика и удобрения, но в то же время нужно подумать и о расширении сотрудничества в области высоких технологий. Эта ниша станет, в ближайшие десятилетия, одной из самых перспективных в наших взаимоотношениях», - добавил он.
И действительно, как признал Антонио Эстрани и Хендре (Antonio Estrany y Gendre), Председатель Совета предпринимателей Аргентина-Россия (CEAR), «основополагающая проблема» двусторонних отношений – это сосредоточение.
«Большая статья экспорта – это мясо, статья импорта – удобрения. Но этого не достаточно. Безусловно, это значимые показатели, надо их сохранить и приумножить, но также их нужно диверсифицировать, искать другие товары, расширять обмен. Есть большой потенциал. Россия – это очень крупный рынок. С тех пор как она присоединилась к международным рыночным отношениям на общих правилах как более открытая, по сравнению с прошлым, экономика, и, в особенности, после отказа от советского режима, возможности все время растут», - высказался он.
Как поведал аргентинской газете Ла Насьон (La Nacion) источник российского посольства в Буэнос-Айресе, на дипломатическом уровне проблем в отношениях между странами нет, напротив, существует явная политическая воля к дальнейшему заключению соглашений, которые позволят построить стратегическое партнерство. «Для осуществления этого плана необходимо сделать более динамичным политический диалог», - заявил представитель посольства, пояснив, что существует обязательство со стороны Государства по стимулированию торгового обмена более высокой добавочной стоимости и по «осуществлению крупных экономических проектов с региональной точки зрения, особенно в отношении транспорта, энергетики и продовольственной безопасности». Кроме того, он подчеркнул, что существуют «ключевые отрасли» сотрудничества, среди которых назвал энергетику и транспорт.
Эстебан Бериссо (Esteban Berisso), представитель аргентинской мясоперерабатывающей компании Фригорифико Горина (Frigorifico Gorina), заявил, что отношения с Россией в том, что касается поставки продуктов питания, должны быть стратегическими, поскольку с улучшением уровня жизни вырастет не только спрос, но и качество продуктов. В настоящее время, большая часть аргентинского мяса, направляемого на российский рынок, используется для полуфабрикатов (для производства сосисок и гамбургеров).
Бериссо подчеркнул, что Россия как импортер-нетто будет наращивать объемы и что у Аргентины не будет проблем со сбытом в Россию своих продуктов, особенно если будут разрешены некоторые из обсуждаемых сегодня вопросов, такие как срок годности охлажденного и замороженного мяса, и если будут искоренены внутренние ограничения. В 2005 году Горина экспортировала в Россию 20 000 тонн мяса; сегодня, из-за последствий как кризиса, так и мер правительства Аргентины, эта цифра упала до 6 000 тонн в год.
«Когда существует кто-то с дефицитов продуктов питания и покупательной способностью, на это стоит обратить внимание, для этого нужно построить стратегические отношения. Нужно искать места, где не хватает того, что мы производим. Россия – важный для Аргентины клиент, его стоит беречь и отнестись к нему внимательно», - добавил он.
Педро Сорайре (Pedro Soraire), представитель аргентинского производителя вина Бодега дель Фин дель Мундо (Bodega del Fin del Mundo), город Неукен, отметил, что несмотря на то, что вино не имеет такого веса, как другие продукты, типа мяса, оно «идет следом». Эта компания вот уже четыре года экспортирует в Россию 40% своей продукции. «Это крупный рынок, который может вырасти еще. Это все равно, что продавать Бразилии: плотность населения делает этот рынок очень привлекательным. И что касается вина, мясо открывает ему путь. Вино поступает туда, как бы сопутствуя нашему мясу», - сказал он.
Каковы же риски торговли с Россией? «Благодаря открытости, фактически нет риска неуплаты. Кроме того, существуют такие компании, как Кофасе (Coface), которые помогают минимизировать возможные риски», - рассказал Сорайре, добавив, что все же есть такие сложности технического характера, как требования о спецификациях на этикетке, что усложняет процесс.
Скептический взгляд
Однако не все верят в плодотворность совершаемых и широко разрекламированных шагов.
Хуан-Карлос Санчес Арнау (Juan Carlos Sánchez Arnau), бывший посол Аргентины в России, считает, что от всех этих действий будет мало толку по вине аргентинской стороны.
«Это рынок, потенциал которого остается огромным, особенно для мяса; наблюдается заметный рост в закупке медикаментов. Есть такие потенциальные отрасли сотрудничества, как транспорт –у них эффективная система железных дорог, система перевозки грузов просто великолепна, к тому же они разработали первоклассные компьютерные программы для работы с грузами. Кроме того, это такие отрасли, как нефть и газ, но, к сожалению, я не вижу изменений на горизонте, и проблема – с нашей стороны. Существуют огромные возможности, но торговая политика Аргентины не дает им реализоваться», - утверждает он.
Санчес Арнау тоже считает, что улучшение российской экономики и последующее улучшение уровня жизни населения отразятся на повышении спроса на этом рынке, что создаст хорошие шансы для Аргентины.
Схожей точки зрения придерживается и Эрнандо Клейманс (Hernando Kleimans), бывший директор Представительства провинции Буэнос-Айрес в Москве и журналист, специализирующийся на российской действительности.
«Чтобы выработать стратегию, первое, что надо иметь, это стратегию. А в отношении России ее нет. Соответственно, очень сложно выработать какую-то линию для работы. Мы даем обещания, произносим громкие речи, а потом не делаем ровным счетом ничего, и так происходит в отношениях Аргентины и России постоянно», - сказал он.
Клейманс добавил, что есть и такие усугубляющие факторы, как, например, фактическое отсутствие «посла Аргентины в России уже год, в связи с тем, что у назначенного на этот пост лица серьезные проблемы со здоровьем, а другое лицо на его место назначено не было». По его словам, объем торговли с Россией у Бразилии достигает 14 миллиардов долларов, а экспорт Парагвая в Россию составляет 40%. А что имеем мы? – задает он риторический вопрос. Двусторонние торговые отношения в 2008 году едва превысили 1 837 миллионов долларов.
Клейманс подчеркивает, что определенно «нет политики. Российские предприниматели хотят делать бизнес, но пока мы только говорим и ничего конкретного не делаем, ничего не получится. Садия (Sadia), бразильская компания, производитель продуктов питания, тесно сотрудничает с Россией, но она была представлена своим Министерством промышленности. Мы могли бы работать очень хорошо и развивать темы инфраструктуры, железных дорог, портов, но если посмотреть на показатели двусторонних торговых отношений, становится очевидным, что наши отношения всегда стояли на месте», - с горечью комментирует он.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер (Cristina Fernández de Kirchner), встретилась в апреле со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым. Это было их второй встречей после того, как в декабре 2008 года они подписали Соглашение о стратегическом партнерстве.
Медведев стал первым российским президентом, посетившим с официальным визитом Аргентину. Говорят, что в мире политики каждый жест говорит за себя.
Наконец, россияне и аргентинцы кажутся заинтересованными с том, чтобы эти жесты оказались чем-то большим, чем «политкорректностью», чтобы это было началом стратегических отношений. Время покажет, суждено ли этому осуществиться.
ФАКТЫ и ФРАЗЫ
Население: Население России, согласно данным на январь 2009, составляет 140 041 247 человек. Население самых крупных городов: Москва – 10, 4 миллионов, Санкт-Петербург – 4, 5 миллиона.
Железнодорожный транспорт: Этим транспортным средством перевозится 80% всех грузов и 40% пассажиров. Железные дороги насчитывают в России 150 000 км.
Авиатранспорт: По данным на 2008 год, 329 гражданских аэропортов, 69 международных.
Морской транспорт: Российское побережье – 37 000 км. Имеется 43 морских порта, основные: Санкт-Петербург, Владивосток, Находка и Новороссийск.
Речной транспорт: Водные пути России – протяженностью 102 000 км. Самые главные реки: Днепр, Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена, Амур. Вдоль Волги располагается 40% населения, 45% промышленного потенциала и 50% с/х промышленности.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: «По оценкам специалистов, наши производственные мощности позволяют буквально за два года обеспечить отечественным мясом птицы всех россиян, в случае, если будут снижены квоты на импортное мясо птицы... на говядину же, напротив, спрос растет. Это традиционный сектор сотрудничества, в котором мы могли бы повысить квоты или объемы».
Эстрани и Хендре, председатель CEAR: «Повышать квоты и иметь больше возможностей – это всегда хорошо. Правы те, кто говорит, что мы далеки от идеала для подражания в исполнении договоренностей, но также правда, что рынок этот растет и ему требуется больше мяса».
ЦИФРЫ
1235
Согласно данным www/argentinatradenet.gov.ar, в 2008 году экспорт Аргентины в Россию составил 1 миллиард 235 миллионов долларов. Главный продукт, поступавший на продажу – мясо. Кроме того, продавались: зерновые, сухофрукты, фрукты, вино и фураж.
602
Импорт Аргентины из Российской Федерации в 2008 году составил 602 миллиона долларов. В первую очередь, приобретались: горючее, нефть, фармацевтические товары, черные металлы и удобрение.
52
Главный торговый партнер России – Европейский Союз; на блок приходится 52% от общего объема ее внешней торговли.