Побывав корреспондентом в Москве, Вашингтоне и, теперь вот, в Лондоне, я вынесла лишь два урока из периодически повторяющихся шпионских драм. Первый состоит в том, что, какими бы соблазнительными и дотошными не были подробности, все, обычно, не совсем так, как кажется. Второй урок – это то, что, несмотря на окончание «холодной войны», практически все "делают это": заметьте, как лаконично заявил «никаких комментариев» бывший посол Британии в Москве Тони Брентон (Tony Brenton), когда на программе Би-би-си его спросили вчера, по-прежнему ли Британия участвует в шпионских играх в России.
Однако история, раскрытая властями США, причудлива, какие бы стандарты к ней не применялись. Дюжина людей, некоторые по парам, были «внедрены» в Землю свободы с предположительной целью проникнуть в высшие круги американского политического истэблишмента. Они взяли себя американские имена и стали вести себя, как настоящие американцы, и, если верить рассказам их соседей, это им довольно хорошо удавалось, хотя в своих попытках наладить полезные связи они не продвинулись дальше, чем какой-нибудь более-менее компетентный журналист и – по крупной оплошности – почти все это время за ними следило ЦРУ.
Существует странные маленькие подробности, поднимающие этические вопросы, лежащие за пределами нравственных проблем шпионажа. У некоторых из обвиняемых есть дети, выросшие в Соединенных Штатах и с культурной точки зрения являющиеся американцами, предположительно не имеющими никакого понятия о других жизнях своих родителей. Как насчет такой ассимиляции – и что они теперь будут делать?
Но безотлагательные вопросы связаны с возникновением и природой их миссии. Похоже, что они были внедрены в США в 1990-х, когда «холодная война» уже официально закончилась, и западная направленность Кремля была максимальной за последние 20 лет. Если информация США верна, эта миссия была начата еще до того, как Владимир Путин стал президентом, так что этот предприятие нельзя отнести – как этого хотелось бы сторонникам «холодной войны» - на счет идеи о захвате российского государства силами КГБ, в связи с тем, что «бывших агентов КГБ не бывает».
Какова была государственная поддержка этой операции? Насколько это можно назвать сбором компромата со стороны российской разведки? Была ли эта миссия реликтом «холодной войны», позабытым на свалке истории, или же это доказательство новых методов работы постсоветской разведки? Если это последнее, то, похоже, что это чрезвычайно дорогостоящий метод – с точки зрения вложенных денег, времени и жизней агентов – сбора элементарной и доступной любому информации. Десятерым арестованным даже не предъявили обвинений в шпионаже.
Помимо того, что им предъявлены обвинения в том, что они являются агентами иностранного государства, девятерых из десяти арестованных также обвинили в отмывании денег, что звучит правдоподобно. Дело по отмыванию денег с участием россиян – хотя и не российского государства – всплыло на поверхность в Bank of New York в 1998 году. Его долго рассматривали в судах по обе стороны Атлантического океана, и, наконец, закрыли в прошлом году.
Еще одним необычным аспектом этого дело является выбор времени. Общественный резонанс по поводу шпионских скандалов обычно отражает напряженность в других аспектах отношений. Однако, не похоже, чтобы это было так в данном случае. Прошло 18 месяцев с тех пор, как вице-президент США Джо Байден озвучил намерения администрации Обамы «нажать на кнопку перезагрузки» в отношениях с Россией. За последнее время на политическом направлении этого процесса прогресс был достигнут в виде нового договора о сокращении стратегических ракет дальнего действия, а на личном фронте он был олицетворен дружеской встречей между Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым, за которой последовала фотосъемка с гамбургерами и картошкой фри.
Так почему же, после наблюдения за этими фальшивыми американцами в течение целого десятилетия, власти США решили наконец арестовать их? Первой официальной реакцией России на это дело стала вчера насмешка над обвинениями – испытанная, проверенная и в основном неуспешная технология, которой также воспользовались в начале 2006 года британские власти, когда Москва обвинила агентов MI6 в использовании дипломатического прикрытия и высокотехнологичных камней для получения российских секретов.
Министр иностранных дел Сергей Лавров также намекнул – и это еще одна стандартная реакция – что кто-то был заинтересован в том, чтобы саботировать улучшение двусторонних отношений. Нет никаких сомнений в том, что существуют люди, которых не радует текущее сближение России и США.
США объясняют выбор времени риском побега участников шпионской сети из США. А, может, Россия готовилась устроить небольшой сюрприз в стиле Джеймса Бонда? Возможностей море, и, как всегда, мы никогда не узнаем всю правду.