Во вторник премьер-министр Владимир Путин критически отозвался об американских правоохранительных органах, разоблачивших, как они считают, российскую шпионскую сеть в Соединенных Штатах. Другие российские официальные лица задаются вопросом о том, не было ли целью этих арестов повредить отношениям между странами.
Г-н Путин коснулся этой темы на встрече с экс-президентом США Биллом Клинтоном.
«Ты в Москву в самое нужное время приехал - у вас там полиция разгулялась, людей в тюрьмы сажают», - заявил г-н Путин г-ну Клинтону.
Г-н Путин не стал комментировать конкретные обвинения, предъявляемые 11 подозреваемым, которые, по мнению следствия, жили по фальшивым документам, и пытались проникнуть в американское общество. Россия признала, что они – российские граждане.
«Очень рассчитываю на то, что тот позитив, который был набран за последнее время в наших межгосударственных отношениях, не понесет ущерба в связи с последними событиями, - добавил он. - Очень надеемся, что люди, которые дорожат российско-американскими отношениями, это понимают».
Во вторник ряд других российских чиновников пошел еще дальше, предположив, что время для начала дела было выбрано по политическим мотивам. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что российское правительство ждет от Соединенных Штатов дополнительной информации об обвинениях.
«Нам не объяснили, о чем речь, - заявил журналистам г-н Лавров, находящийся с официальным визитом в Иерусалиме. - Надеюсь, объяснят. Момент, когда это было сделано, выбран с особым изяществом».
После Лаврова с заявлением выступило российское Министерство иностранных дел, утверждающее, что аресты «ни на чем не основаны и преследуют неблаговидные цели». МИД России также обвинил американское Министерство юстиции в том, что оно действует «в духе «шпионских страстей» времен холодной войны».
«Отметим лишь, что такого рода вбросы не раз имели место в прошлом, когда наши отношения находились на подъеме, - говорится в заявлении. - В любом случае достойно глубокого сожаления, что все это происходит на фоне объявленной самой же администрацией США «перезагрузки» в российско-американских отношениях».
Во вторник вечером МИД сделал еще одно заявление, признав подозреваемых российскими гражданами.
«Они не совершали каких-либо действий, направленных против интересов США», - утверждает министерство.
Оно также выразило надежду, что следствие позволит подозреваемым встречаться с адвокатом и представителями российского консульства.
Арестам предшествовал период потепления между Соединенными Штатами и Россией. В этом месяце президент Дмитрий Медведев посетил Соединенные Штаты, причем, в том числе, побывал в калифорнийской Кремниевой долине. Москва сочла этот визит крайне успешным. Г-н Медведев также встретился с президентом Обамой, причем между ними, по-видимому, установилось хорошее взаимопонимание.
Некоторые из российских политиков считают появление информации об арестах знаком того, что враждебные элементы в правительстве Соединенных Штатов хотят помешать развитию отношений между Россией и Америкой.
Видный член парламента от правящей партии г-на Путина Владимир Колесников полагает, что такое время было выбрано неслучайно.
«К сожалению, в Америке есть люди, которые живут старым багажом, багажом холодной войны, двойных стандартов», - заявил г-н Колесников.
Во вторник контролируемые государством национальные российские телеканалы уделили арестам много внимания.
Один из обвиняемых в причастности к шпионской организации не скрывал своих связей с Россией и открыто участвовал в российских социальных сетях, поддерживая контакты с друзьями школьных и университетских времен.
У подозреваемого – эмигранта из России Михаила Семенко – была страница на «Одноклассниках», одном из самых популярных российских веб-сайтов. Он состоял в сообществах выпускников своей школы и университета. Г-н Семенко жил в в 3600 милях от Москвы – в городе Благовещенске на российском Дальнем Востоке, и учился в Амурском государственном университете по специальности «международные отношения».
Работающих под прикрытием агентов, прикидывающихся простыми обывателями, в России называют «нелегалами». В советской культуре они занимают особое место.
Одним из самых популярных в России вымышленных персонажей остается герой популярного сериала штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц – советский разведчик, работающий под прикрытием и сумевший проникнуть в ближний круг Гитлера.
Премьер-министр Владимир Путин, бывший офицер КГБ, в 1980-х годах служивший в Восточной Германии, заметил однажды, что образ Штирлица повлиял на формирование целого поколения советской молодежи.
Нелегалы, в отличие от большинства других разведчиков, живут за границей, не пользуясь дипломатическим прикрытием, которое спасало бы их от преследования в случае поимки. Советские разведывательные службы начали готовить таких агентов вскоре после Октябрьской революции 1917 года, то есть в то время, когда лишь у немногих стран были дипломатические отношения с Советским Союзом. Таким образом, речь идет о специфически советском методе.
Это одновременно и рискованный, и чрезвычайно дорогостоящий подход, так как агентам приходится иногда тратить годы на разработку фальшивой биографии, которую русские называют «легендой». КГБ зачастую держал агента за рубежом годами или даже десятилетиями, прежде чем он (или она) начинал поставлять полезную информацию.
После распада Советского Союза многие профессиональные разведчики начали открыто рассказывать о приключениях нелегалов, однако, как показывает ряд недавних арестов, эта тактика до сих пор остается в силе.
В 2008 году Эстония обнаружила, что один из высокопоставленных сотрудников ее разведывательной службы делился информацией с российским агентом, работавшим под видом гражданина Португалии Антонио де Хесусом Аморетта Графа (Antonio de Jesus Amorett Graf). В 2006 году власти Канады арестовали российского шпиона, который жил по фальшивым канадским документам на имя Пола Уильяма Хэмпела (Paul William Hampel).