Организуя в 2010 г. встречу в верхах стран «большой восьмёрки», обладающих крупнейшими экономиками (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Великобритания и США), канадский премьер-министр Стивен Харпер призвал к проведению «встречи по ответственности» с целью возложить ответственность на «большую восьмёрку» за выполнение обещаний, сделанных ей на протяжении нескольких лет. Давайте проведём наш собственный анализ того, как «большая восьмёрка» выполняет свои обещания. Ответ, к сожалению, такой – плохо выполняет. В этом году «большая восьмёрка» показала различие между пустыми словами и серьёзным мировым управлением.
Из всех обещаний «большой восьмёрки» в последние годы самое важное было сделано беднейшим людям мира на встрече в верхах «большой восьмёрки» в 2005 г. в г. Гленеаглес, Шотландия. «Большая восьмёрка» обещала, что к этому году она увеличит ежегодную помощь на развитие бедным странам мира на 50 млрд долларов по сравнению с 2004 г. Половина данного увеличения, или 25 млрд долларов в год, должна была пойти на помощь Африке.
«Большая восьмёрка» совершенно не справилась с данной целью, в особенности в отношении Африки. Общая сумма помощи возросла примерно на 40 млрд долларов, а не на 50 млрд долларов, а помощь Африке выросла на 10-15 млрд долларов в год, а не на 25 млрд долларов. Точно вычисленная нехватка окажется ещё больше, поскольку обещания, сделанные в 2005 г., следует скорректировать с учётом инфляции. Если перевести данные заверения в реальное выражение, общая сумма помощи должна была повыситься на 60 млрд долларов, а помощь Африке – примерно на 30 млрд долларов.
Получается, что «большая восьмёрка» выполнила своё обещание Африке лишь наполовину – около 15 млрд долларов увеличения помощи вместо 30 млрд долларов. Значительная доля от общего увеличения помощи «большой восьмёрки» пошла не в Африку, а в Ирак и Афганистан в качестве составной части военных операций, возглавляемых США. Из стран «большой восьмёрки» только Великобритания прилагает значительные усилия по увеличению общего объёма бюджета своей помощи и направлению значительной его части в Африку.
Поскольку «большая восьмёрка» долгие годы отставала от своих обещаний о помощи, я уже давно гадал, что же скажут страны «большой восьмёрки» в 2010 г., когда наступит последний срок их выполнения. Как оказалось, «бoльшая восьмёрка» использовала два подхода. Во-первых, в «отчёте об ответственности», вышедшем перед встречей в верхах, «большая восьмёрка» выразила обещания 2005 г. в долларах текущего периода, а не в долларах с корректировкой на инфляцию, чтобы свести к минимуму размер итоговой нехватки.
Во-вторых, в официальном сообщении встречи в верхах «большой восьмёрки» просто ничего не говорится о невыполненных обещаниях. Другими словами, «большая восьмёрка» установила следующий принцип своей ответственности: если «большая восьмёрка» не достигнет какой-либо важной цели, не надо о данной цели даже упоминать. Довольно циничная позиция, в особенности, на встрече, посвящённой «ответственности».
«Большая восьмёрка» не справилась с поставленной целью не по причине текущего финансового кризиса. Даже до кризиса страны «большой восьмёрки» не предпринимали серьёзных шагов по выполнению своих обещаний Африке. В этом году, несмотря на массивный бюджетный кризис, правительство Великобритании героически выполнило свои обещания о помощи, показав, что другие страны также могли бы это сделать, если бы попытались.
Но не этим ли так любят заниматься политики – улыбаться перед телекамерами, а затем не выполнять свои обещания? Я бы сказал, что ситуация гораздо серьёзней.
Во-первых, обещания, сделанные в Гленеаглесе, быть может, и являются просто словами для политиков богатых стран мира, но для бедных людей мира они являются вопросом жизни и смерти. Если бы, как было обещано, в 2010 г. у Африки было ещё 15-20 млрд долларов помощи на развитие, а также, если бы сумма помощи увеличивалась в будущие годы (что также было обещано), это позволило бы спасти миллионы детей от мучительной смерти от предотвращаемых болезней, и десятки миллионов детей смогли бы получить образование.
Во-вторых, пустота слов лидеров «большой восьмёрки» ставит мир в опасность. В прошлом году лидеры «большой восьмёрки» обещали выделить на борьбу с голодом 22 млрд долларов новых средств, но пока что этого не происходит. Они обещали выделить на борьбу с изменением климата 30 млрд долларов новых срочных средств, но пока что этого не происходит. В моей собственной стране, США, наблюдается крупнейший разрыв между обещаниями и действительностью.
По сообщениям, проведение встречи в верхах «большой восьмёрки» этого года стоило Канаде целого состояния, однако не принесло никаких значительных результатов. Согласно имеющимся расчётам, приблизительная стоимость приёма лидеров «большой восьмёрки» в течение 1,5 дней, а затем – лидеров «большой двадцатки» также в течение 1,5 дней составила более 1 млрд долларов. Это, по сути, та же сумма, которую лидеры «большой восьмёрки» обязались ежегодно предоставлять беднейшим странам мира для поддержки материнского и детского здравоохранения.
Тратить 1 млрд долларов на трёхдневную встречу абсурдно и возмутительно в любых условиях (ведь существуют гораздо менее дорогостоящие способы проведения подобных встреч и гораздо лучшие варианты применения денег). Но тратить так много денег и практически ничего не достичь в плане конкретных результатов и соблюдения ответственности – это просто катастрофа.
Из данного прискорбного события можно извлечь три урока. Во-первых, «большую восьмёрку», как объединение, пора распускать. Ситуацию должна взять под свой контроль «большая двадцатка», которая включает в себя не только богатые, но и развивающиеся страны.
Во-вторых, любые будущие обещания «большой двадцатки» должны сопровождаться чёткими и прозрачными обязательствами для каждой страны: что и когда она сделает. Миру нужна подлинная ответственность, а не пустые слова о ней. Каждое обещание «большой двадцатки» должно содержать план конкретных действий и обязательств каждой страны, а также общие обязательства всей группы.
В-третьих, мировые лидеры должны признать, что обещания по борьбе с бедностью, голодом, болезнями и изменением климата являются вопросами жизни и смерти, требующими профессионального подхода с целью подлинного их решения.
В этом году «большая двадцатка» ещё раз встретится в Южной Корее – в успешной стране, в которой ещё 50 лет назад царила бедность и голод. Южная Корея понимает крайнюю важность планов глобального развития, а также потребности беднейших стран мира. Будем надеяться на то, что Южная Корея преуспеет в качестве следующей принимающей страны, сделав то, с чем Канада абсолютно не справилась.