Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спор Вашингтона о русской душе

капитолий вашингтон флаг россия
капитолий вашингтон флаг россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В итоге в американских дебатах в ход идут те же лозунги, что и в Чехии. Одна сторона говорит, что «Россия уже не СССР», а вторая отвечает, что «это все равно Россия». Неуверенность можно заметить и внутри администрации: Белый дом выступает более многообещающе, чем люди из внешнеполитических и силовых ведомств. Они сходятся только в одном: Обама и Медведев наладили дружеские отношения.

Если российская шпионская «группа», которую поймало ФБР, - это самое страшное, что Москва может сделать, чтобы навредить Соединенным Штатам, то американцы могут спать спокойно. Создается впечатление, что это был несколько старомодный, а главное, беззубый шпионаж. Агенты из открытых источников пытались получить то, что может раскопать любой журналист. К тому же из инструкций из центра в Москве становится ясно, что руководство больше беспокоило то, как бы их шпионы не закрепились в США настолько, что американский дух свободы собьет их с толку.

Но идиллии в отношении разведывательной деятельности Москвы, конечно, нет, об этом говорится в недавних докладах Министерства внутренних дел Германии и чешской Информационной службы безопасности (BIS). И те, и другие обращают внимание на активный экономический шпионаж со стороны России. И о том, что эти документы попали в точку, свидетельствует переполох, вызванный на русской стороне, по меньшей мере, немецким материалом, где говорится, что эта разведдеятельность для Запада опаснее, чем исламский терроризм.

Спор о русской «перезагрузке»

Шпионская афера, которая случилась сразу после вашингтонской встречи Обамы и Медведева, - интересный эпилог визита, попавшего в тень из-за проблем Обамы с неумеющим держать язык за зубами генералом Стэнли Маккристалом (Stanley McChrystal). Генерал уже собирается на пенсию, и у американских аналитиков появилось время, чтобы после минисаммита изучить предварительные итоги американской политической «перезагрузки» в отношениях с Россией.

И здесь надо сказать, что это бескрайние просторы, которые копируют чешские споры о Москве, когда между двумя полюсами едва ли можно найти общую точку зрения. В целом по-разному оцениваются конкретные шаги, которые предпринимались на оси «Вашингтон – Москва», и общие стратегические намерения обеих сторон. То, что мы уже видели с противоракетной обороной и договором по сокращению ядерного арсенала, теперь повторяется с иранскими санкциями, с согласием Москвы на перемещение американских военных в Афганистан или с предложениями президента Медведева по экономическому сотрудничеству. Для одной стороны это явные, очевидные достижения «перезагрузки», а для второй – блеф. И хотя правда, что Москва согласилась с санкциями против Ирана, но ведь это произошло только тогда, когда Кремлю удалось существенно смягчить эти санкции и добиться для себя исключений. Афганистан, как считают критики, Россию мало волнует, а рука, протягиваемая для экономического сотрудничества, - это «добродетель по необходимости», вытекающая из низких цен на энергию. Когда цены поднимутся, Россия справится с самым плохим – и станет тверже.

Инфекция мечущейся души

В этой части дискуссия переходит к основному вопросу: чего, собственно, хочет Москва. В настоящий аналитический хаос Вашингтон повергла российская внешнеполитическая стратегия, недавно опубликованная в журнале «Русский Newsweek». Сторонники «перезагрузки» оценили прагматичный язык документа, где говорится о «сотрудничестве со странами Евросоюза, которые идут навстречу Российской Федерации – с Германией, Францией, Италией и Испанией». Скептики, наоборот, обращают внимание на то, что сильно понервничать должны страны Прибалтики, если Москва не только хочет подчеркнуть свое экономическое присутствие за счет «резкого сокращения инвестиций ЕС», но и говорит об активной поддержке «русского языка и культуры».

В итоге в американских дебатах в ход идут те же лозунги, что и в Чехии. Одна сторона говорит, что «Россия уже не СССР», а вторая отвечает, что «это все равно Россия». Неуверенность можно заметить и внутри администрации: Белый дом выступает более многообещающе, чем люди из внешнеполитических и силовых ведомств. Они сходятся только в одном: Обама и Медведев наладили дружеские отношения. Как считают оптимисты, это проявление нового качества. Скептики задаются вопросом, почему из всех мировых лидеров именно Медведев. А со стороны складывается впечатление, что мечущаяся русская душа заразила и Вашингтон. Если это не так, то Москва, хорошо зная «свою» Чехию, ловко играет и с Вашингтоном. Не с помощью «перезагрузки», а медленно нажимая на нужные кнопочки.