Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шпионы, повсюду шпионы!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один высокопоставленный начальник сказал, что весь этот случай напоминает ему "плохой шпионский роман". Это весьма точная характеристика этого дела, в рамках которого одна из подозреваемых назвала в качестве своего фиктивного адреса "дом 99 по Фиктивной улице". (Отмечу мимоходом, что мне жаль того американского прокурора, который будет выступать с обвинением в суде. Представьте себе, как он говорит: "Обвиняемая сказала, что живет по адресу Фиктивная улица, дом 99". Да все умрут со смеху.)

Как только российско-американские отношения достигли высокой отметки, как только возникло ощущение, что миниатюрный  Медведев и долговязый Обама разрешили все многогранные мировые проблемы за гамбургерами с картошкой и кока-колой, ФБР с большим шумом произвело аресты целой группы российских шпионов, которые активно действовали на всем Восточном побережье, включая и Арлингтон, штат Виргиния, где в настоящее время проживаю я. Полностью признаю - моя первая реакция на эти сообщения была такой: "Вот это да, все сначала". Со смешанным чувством смирения и страха я подумал, что русские нанесут ответный удар, выслав несколько американских дипломатов/разведчиков. И в полном соответствии со своим пессимистическим отношением к нынешнему американо-российскому сближению я также ожидал начала быстро усиливающейся войны слов, которая неизбежно уничтожит все те успехи, что были достигнуты за последние несколько месяцев кропотливых и зачастую медленных дипломатических усилий.

Слава Богу, ничего подобного не произошло, по крайней мере, пока. Арест шпионов, которые находились под наблюдением несколько лет, наверняка был произведен в этот момент преднамеренно, чтобы поставить Барака Обаму в глупое положение и ослабить его позиции. Российское правительство, от которого я ожидал вспышки негодования, отреагировало на это не сердитыми взглядами и жалобами, а … смехом. Как заметила моя коллега по True/Slant Джулия Иоффе (Julia Ioffe), Кремль, который обычно отвечает на такие провокации равной мерой напыщенных заявлений и негодования, буквально отшутился от этих сообщений. Один высокопоставленный начальник сказал, что весь этот случай напоминает ему "плохой шпионский роман". Это весьма точная характеристика этого дела, в рамках которого одна из подозреваемых назвала в качестве  своего фиктивного адреса "дом 99 по Фиктивной улице". (Отмечу мимоходом, что мне жаль того американского прокурора, который будет выступать с обвинением в суде. Представьте себе, как он говорит: "Обвиняемая сказала, что живет по адресу Фиктивная улица, дом 99". Да все умрут со смеху.)

Развязку этой странной и дикой ситуации, которая больше напоминает о Лесли Нильсене (вспоминаете его "Голый пистолет"?), а не о Джеймсе Бонде в исполнении Шона Коннери, нам еще предстоит увидеть в будущем. Ее воздействие на американо-российские отношения, которое, скорее всего, останется минимальным, учитывая первоначальное дружелюбие и громкие приветственные возгласы с обеих сторон, также дело будущего, и в настоящее время мы их в полной мере понять не можем. Но я все же хочу на минутку привлечь ваше внимание и коротко поговорить об умелой реакции русских в данной ситуации.

Многочисленные западные пропагандисты-аналитики, специализирующиеся на России, давно уже утверждают, что Кремль по долгу службы буйно и раздражительно выступает против Запада, и что единственный для него способ успешно властвовать над ордами своих бездумных и безграмотных рабов – это постоянное разжигание ненависти ко всякой иностранщине. С такой точки зрения, неистовые антизападные настроения, в частности, антиамериканизм, это не вспомогательный инструмент нынешнего режима, а одна из его важнейших и определяющих черт. Мне давно уже кажется, что эта точка зрения - полный вздор, и последний случай со шпионами доказывает (в очередной раз), почему это так. Если бы кремлевский режим действительно имел в качестве основы лишь идеологически предопределенную ненависть к "Западу", он бы никогда (буквально) не стал шутить над арестом десяти своих граждан и раскрытием своей шпионской сети. Можете ли вы представить себе, чтобы Советский Союз с таким же равнодушием отнесся к аресту в Америке десяти своих шпионов? Да ни за что! Случись такое во времена холодной войны – сразу же пошли бы разговоры о новом Карибском кризисе. Бомбардировщики заправлялись бы топливом, подводные лодки выходили бы в поход с баз, танкисты прогревали бы двигатели своих машин, и все бы впадали в состояние паники (не без оснований).

Но ничего подобного не произошло, очевидно, потому что  в настоящее время российские власти не ощущают особой угрозы со стороны Америки (безусловно, не последнюю роль в этом играет то, что Америка сегодня - растерянный банкрот) и считают, что для интересов России лучше всего спокойное сближение и развитие торгово-экономических связей. Следовательно, у российских властей нет идеологической заинтересованности в том, чтобы изображать свою страну источником всех зол. Они стараются дифференцированно относиться к разным странам, в зависимости от того, как это влияет на российские интересы. Это поразительно, я знаю.

Есть здесь еще один имеющий отношение к этому делу момент, который можно проанализировать прямо сейчас, и который должен оказаться весьма поучительным для русскоязычных читателей этой колонки. Это поразительно неуклюжая и грубая реакция западных СМИ на "шпионский скандал". Многочисленные средства массовой информации Запада, такие как Daily Mail, Би-Би-Си и National Review (самый известный консервативный журнал в Америке) опубликовали статьи, из которых делается один нескрываемый вывод. Тот факт, что Россия продолжает шпионить за Америкой, "доказывает", насколько она безнадежно отсталая, примитивная и даже варварская страна. Здесь присутствует молчаливая посылка о том, что передовой, честный и утонченный Запад даже и не думал никогда за кем-то шпионить. Даже не знаю, зачем авторы такого чтива озадачиваются его написанием, ведь труды всей их жизни можно очень быстро и просто свести к одной-единственной формулировке: "Сегодня что-то произошло в России. Что бы это ни было, я против этого!"

Мне не очень-то нравится шпионаж, но это все более банальная и ничем не примечательная часть международной политики. Шпионаж появился тогда, когда появились соперничающие государства, и существовать он будет до тех пор, пока благожелательное мировое правительство не возьмет человечество в свои подданные (да и тогда, как мне кажется, разные составляющие этого правительства будут шпионить друг за другом). И негодование по поводу того, чем занимается буквально каждое государство, кажется мне странным и бесполезным занятием. Но ведь хор профессиональных русофобов никогда не отличался особым умом и утонченностью.

На прошлой неделе я писал, что с пессимизмом отношусь к перспективам американо-российской "перезагрузки". За это время ничего в моем отношении не изменилось. Какой бы зрелой и сдержанной ни была реакция всех сторон в условиях этого шума и гама по поводу шпионажа, что является  одной из самых значительных и разрекламированных провокаций за последние несколько десятилетий, она вызывает сдержанный оптимизм. Если американская общественность собственными глазами увидит, что российское руководство в состоянии спокойно и обдуманно отвечать на громкие попытки опорочить его, то у нее будет меньше желания выслушивать непрекращающиеся республиканские завывания о том, что Россия - это неразумное зло. Я по-прежнему сомневаюсь, что США и Россия могут поладить, но если они сумеют пережить этот инцидент, сохранив добрый настрой, то вполне возможно, что в их взаимоотношениях произошел поворот в правильном направлении.