Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Холодная война» давно закончилась

© flickr.com/TyMotionшпион
шпион
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ну, не совсем «Джеймс Бонд». Чета Мёрфи в своём доме в Нью-Джерси с банками из-под кока-колы, пива Bud Lite и бутылочками кетчупа, заготовленными ну прямо для коктейля в манере Бонда «смешать, но не взбалтывать». Что же касается «глубокого внедрения», русский акцент у человека с типично ирландской фамилией «Мёрфи» заставлял даже дружелюбно настроенных соседей гадать, в чём тут дело.

Ну, не совсем «Джеймс Бонд». Чета Мёрфи в своём доме в Нью-Джерси с банками из-под кока-колы,  пива Bud Lite и бутылочками кетчупа, заготовленными ну прямо для коктейля в манере Бонда «смешать, но не взбалтывать». Что же касается «глубокого внедрения»,  русский акцент у человека с типично ирландской фамилией «Мёрфи» заставлял даже дружелюбно настроенных соседей гадать, в чём тут дело.

Теперь, после ареста Мёрфи и прочих, в составе, скажем так, «группы незарегистрированных агентов иностранных правительств», в чём дело, гадать приходится всем. Федеральное бюро расследований (ФБР) в течение десяти лет наблюдало за ними, то ли, как и прочее население, озадаченное такой экзотикой, то ли по молчаливому соглашению осуществляя сотрудничество между российскими и американскими службами по обеспечению занятости друг другу.

Мёрфи и три другие супружеские пары были в числе десяти человек, подозреваемых в деятельности в качестве не заявленных агентов иностранных правительств, об аресте которых министерство юстиции США объявило 28 июня. Они были арестованы накануне по результатам расследования контрразведки ФБР. Девять подозреваемых, по словам сотрудников ФБР, жили по фальшивым документам, придерживаясь вымышленной легенды их поселения в США.

Когда я приезжал в Соединённые Штаты в конце «холодной войны»,  самым стойким приверженцем корпуса иностранной прессы был единственный российский журналист, который не жил в этой обнесенной стеной территории. У него было собственное жилье в центре города, своя американская машина, он ходил на все приемы и явно зарабатывал где-то еще, помимо своей газеты, в которой он никогда не писал. Собирал ли он информацию о США, о журналистах? Он появлялся на телевидении в самое пиковое время, разъясняя слушателям советскую политику на безупречном разговорном американском английском.

Возможно, он был неплохим «кротом» (или «спящим» тайным агентом). Но зачем засылать в страну людей с акцентом и ни с чем не сообразным именем? Многие из этих десяти человек имеют заметный русский акцент, совершенно не вяжущийся с их предполагаемой по легенде личной историей; ирония заключается в том, что, если бы они оставили свои русские имена, на них вообще никто не обратил бы внимание, учитывая массовую постсоветскую миграцию в США.

Люди обращают внимание на необычное. Некоторые из этих пар имели детей, которые, по предположению обвинения, должны были обеспечивать прикрытие. Мысль о Джеймсе Бонде, толкающем перед собой детскую коляску с целью глубокого прикрытия представляется неубедительной. Непохоже, что у обвинения есть сведения, что они передавали серьёзную секретную информацию; многое  из того, что они, предположительно, искали, например, информацию об отношении персонала администрации к России, можно получить непосредственно у журналистов или даже просто найти в интернете.

Именно поэтому их обвиняют только в том, что они являлись незарегистрированными агентами иностранных правительств – обвинение, нередко предъявляемое лоббистам, - но не в шпионаже. Шпионы, как правило, не выкладывают свои фотографии и подробности своей жизни в социальных сетях типа Facebook. В дополнение к комедийной атмосфере, знойная рыжеволосая Анна Чэпмэн была арестована, когда она шла в полицию, чтобы предъявить свой фальшивый паспорт, который на выходных ей вручил секретный агент ФБР под видом секретного агента СВР.

Новость об участии в деле ФБР следует принять во внимание: за плечами федерального бюро – богатый опыт использования платных информантов, с целью провоцировать людей на преступления, а затем арестовывать за них. На прошлой неделе в расположенном на севере штата городе Ньюберге адвокат защиты попросил освободить под залог четырёх лиц, обвиняемых в терроризме, которые якобы собирались взорвать синагогу.

Адвокат уверяла судью, что её клиенты не представляли никакой опасности в плане совершения преступления – до тех пор, пока не вошли в контакт с платным информантом ФБР, который организовал их на это дело и снабдил оружием. Действительно, неприятно часто в делах о «террористах» оказывается, что провокаторы из ФБР подстрекали людей к преступным актам; однако волшебного слова «террорист» обычно бывает достаточно, чтобы  отклонить всякие оправдания с указанием на «подставку».

Ясно, что СВР действительно что-то замышляла, но оказалась столь же бестолковой, как и ФБР. Оба агентства сохраняют привычки времен «холодной войны», от которых никто не выигрывает, за исключением их завербованных агентов и сотрудников, имеющих хорошо оплачиваемую работу. СВР вложила немыслимые суммы, чтобы в течение десяти лет поддерживать существование этой на редкость бесполезной сети. ФБР всё это время наблюдала за ними, и совершила какие-то действия только тогда, когда кто-то из них вроде бы собрался выехать за пределы страны.

Москва обижается и фыркает на ходы в духе «холодной войны», но по существу так и не объяснила, почему она платила людям, живших под чужими именами и выполняющим секретную работу на территории США. ФБР тоже никак не может это объяснить; вероятно, Центральное Разведывательное Управление, могло бы набросать свои соображения по этому вопросу, ведь у них почти наверняка есть подобные сети по всему миру, включая и Россию. 

Так что же ждёт этих людей в суде? Дни «Красной площади» прошли; это дело будет, вероятно, рассматриваться более благосклонно, чем дело кубинской шпионской сети «Оса». Тогда пять кубинских агентов, работа которых заключалась в слежении за группами кубинских эмигрантов, во Флориде, где их больше всего, получили драконовские приговоры. А деятельность Джонатана Полларда (Jonathan Pollard), приговоренного к пожизненному заключению за шпионаж в пользу Израиля, как считается, угрожала безопасности США, вот почему даже израильскому лобби не удалось добиться смягчения его приговора.

Но когда в деле замешано ФБР, кафкианское судопроизводство способно загубить человеческую жизнь. Вэн Хо Ли, обвинённый в шпионаже на Китай, в конечном счете признал себя виновным по одному обвинению, чтобы уклониться от 50 других, которые угрожали ему пожизненным заключением. Президент Билл Клинтон в итоге принёс ему официальные извинения, и с ним щедро рассчитались наличными правительство и средства массовой информации.

В данном случае поднятый Москвой громкий шум и отсутствие компромата предполагают целый спектр возможных исходов ситуации. Россия может просто схватить с десяток американцев в Москве и предложить обмен. ФБР почувствует необходимость в реабилитации, что могло бы дать признание их вины. Обвинение может предложить депортацию, поскольку большинство этих лиц, живших по подложным документам, можно обвинить в нелегальной иммиграции; возможно также соглашение о признании вины в традиционном стиле. Загадкой остается, что станется с детьми, родившимся с США. В некотором смысле они находятся под опекой государства – непонятно только, какого.

Захотят ли они остаться в стране кетчупа и пива Bud Lite, или предпочтут жить в интернате щедрого российского государства – кто сможет найти применение их причудливому американскому английскому?

В духе инспектора Жака Клузо, вина ложится в равной мере на российскую и на американскую стороны. Возможно, пора президентам обеих стран построже указать своим призракам, что «холодная война» закончилась.


Ян Вильямс, автор Deserter: Bush's War on Military Families, Veterans and His Past, Nation Books, New York.