Война в Афганистане – длиннейшая война в истории США. Она началась в 1980 году и продолжает бушевать и по сей день. Она началась при демократической администрации, но в последующие годы ее вели как президенты-республиканцы, так и президенты-демократы, что делает ее по-настоящему двухпартийной. Американская внешняя политика странно одержима этим конфликтом – и эта одержимость никуда не уходит, и конца-края ей не видно. Как напоминает нам отставка генерала Стэнли Маккристала, война в Афганистане вошла в свою четвертую стадию.
Первые три стадии афганской войны
Первая стадия войны в Афганистане началась с советского вторжения в декабре 1979 года, когда Соединенные Штаты вместе с Саудовской Аравией и Пакистаном организовали и поддерживали афганское сопротивление Советам. Основой этого сопротивления были моджахеды, боевики, чьей основной мотивацией был ислам. Цели Вашингтона не имели ничего общего с самим Афганистаном, зато были связаны с американо-российским соперничеством. Соединенные Штаты хотели помешать Советам использовать Афганистан в качестве базы для дальнейшего расширения, и хотели, чтобы Советы застряли в изнурительной партизанской войне. Соединенные Штаты не столько вели эту войну, сколько способствовали ей. Стратегия сработала. Советы были заблокированы и застряли в Афганистане. Эта стадия закончилась в 1989 году, когда советские войска были выведены из страны.
Вторая стадия продолжалась с 1989 по 2001 год. Силы, которые обучили и вооружили Соединенные Штаты и их союзники, начали вести войны друг против друга, объединяясь в сложные коалиции, стремившиеся захватить контроль над Афганистаном. Хотя Соединенные Штаты не принимали прямого участия в этой войне, они не потеряли интерес к Афганистану. Скорее, они были готовы оказывать свое влияние через союзников, в особенности Пакистан. Самое главное, Вашингтон был готов смириться с тем, что боевики-исламисты, которых американцы организовали для отпора Советам, будут управлять Афганистаном. Существовало множество фракций, но при поддержке Пакистана коалиция под названием «Талибан» пришла к власти в 1996 году. В свою очередь талибы предоставили убежище группе международных джихадистов под названием аль-Каида, и это привело к усилению напряженности в отношениях с талибами после того, как аль-Каида провела ряд нападений на американские объекты за рубежом.
Третья стадия началась 11 сентября 2001 года, когда аль-Каида совершила нападения на территории Соединенных Штатов. Учитывая присутствие аль-Каиды в Афганистане, Соединенные Штаты дали старт военной операции, призванной уничтожить или подорвать аль-Каиду и вытеснить из власти талибов. Соединенные Штаты дали старт этой операции спустя всего лишь 30 дней после 11 сентября, и этого времени было недостаточно, чтобы устроить вторжение, используя в качестве основного инструмента американские войска. Вместо этого Соединенные Штаты договорились с группировками, выступавшими против талибов (и понесшими поражение в афганской гражданской войне). В их число вошли такие организации, как Северный альянс, по-прежнему поддерживавший тесные связи с русскими; группы шиитов на западе страны, связанные с иранцами и Индией; а также другие группы или подгруппы в других регионах. Эти группы поддержали Соединенные Штаты из враждебности к «Талибану» и/или благодаря значительным взяткам, заплаченным США.
Подавляющее большинство сухопутных войск, противостоявших талибам в 2001 году, были афганцами. Однако Соединенные Штаты внедрили в эти группировки команды войск специального назначения, чьей задачей было осуществлять связи с афганскими союзниками и определять мишени для американских ВВС, что стало основным американским вкладом в этой войну. Использование бомбардировщиков B-52 против сил талибов, сконцентрированных вокруг городов на севере страны, заставило «Талибан» отказаться от любых планов по противостоянию Северному альянсу и другим противникам, несмотря на то, что в ходе гражданской войны талибы нанесли им поражение.
Будучи не в состоянии удерживать фиксированные позиции против ударов с воздуха, талибы ушли из городов и рассеялись по стране. Однако талибы не были побеждены, они просто отказались воевать на условиях США. Вместо этого они дали войне новое определение, сохраняя свои силы и проводя перегруппировку. Талибы поняли, что ключом к Афганистану являются не города. Вместо этого, контроль над городами будет осуществляться через сельскую местность. С точки зрения талибов, война должна была вестись в сельской местности, в то время как города будут попадать во все большую изоляцию.
Соединенные Штаты просто не имели достаточных сил, чтобы обнаружить всех талибов, вступить с ними в бой и уничтожить их. Соединенным Штатом удалось навредить аль-Каиде и лишить ее силы, и командная ячейка джихадистов оказывалась во все большей изоляции в северо-западном Пакистане. Но, как и в случае с талибами, Соединенные Штаты не победили аль-Каиду, потому что Соединенным Штатам не хватало значительных сухопутных сил. Тем не менее, командная ячейка аль-Каиды более не могла организовывать и проводить нападения в стиле 11 сентября.
В годы администрации Буша цели США в Афганистане были умеренными. Во-первых, американцы планировали держать аль-Каиду взаперти и нанести группировке как можно больший ущерб. Во-вторых, они планировали установить афганское правительство, каким бы неэффективным оно не было, чтобы оно служило символическим центром власти. В-третьих, они планировали очень ограниченные операции против талибов, которые перегруппировались и все больше контролировали сельскую местность. Администрация Буша, по сути, вела в Афганистане операцию в режиме ожидания. Она смирилась с тем, что силы США не смогут ни навязать Афганистану политическое решение, ни создать достаточно крупную коалицию, способную контролировать страну. При Буше стратегия США была чрезвычайно скромной: изводить аль-Каиду со своих баз в Афганистане, удерживать контроль над городами и маршрутами перевозок и смириться с ограничениями американских интересов и власти.
У всех трех стадий американского участия в Афганистане было одно общее: все они серьезно зависели от не-американских сил, бравших на себя всю грязную работу. В ходе первой стадии эту задачу выполняли моджахеды. Во второй стадии Соединенные Штаты позволили Пакистану управлять гражданской войной в Афганистане. В третьей стадии, особенно в начале, Соединенные Штаты зависели от афганских сил, воевавших с талибами. Позже, когда в страну прибыли американские и союзнические войска, перед Соединенными Штатами стояли ограниченные задачи, заключавшиеся в сохранении афганского правительства и стычках с аль-Каидой везде, где ее можно было найти (и, в любом случае, к 2003 году приоритет отошел к Ираку). Ни разу американцы не использовали свои основные силы для достижения своих целей.
Четвертая стадия афганской войны
Четвертая стадия войны началась в 2009 году, когда президент США Барак Обама решил проводить в Афганистане более агрессивную стратегию. Хотя администрация Буша тоже подумывала об этом, именно Обама осуществил этот план полностью. Во время предвыборной кампании 2008 года Обама заявил, что окажет Афганистану больше внимания. Администрация Обамы начала с предпосылки о том, что хотя война в Ираке была ошибкой, афганскую войну следовало довести до конца. Они рассуждали, что, в отличие от Ирака, в лучшем случае имевшего незначительные связи с аль-Каидой, Афганистан оставался первоначальной базой группировки. Обама утверждал, что поэтому следует переориентировать военные операции США на Афганистан. Поступив подобным образом, он изменил стратегию, использовавшуюся последние 30 лет, и превратил силы США в главных бойцов войны.
Хотя цели Обамы были не до конца ясны, их можно описать как следующие:
1. Лишить аль-Каиду возможности иметь базу в Афганистане.
2. Составить для Афганистана стратегию выхода, схожую со стратегией, примененной в Ираке, создав условия для ведения переговоров с талибами. Условием для создания правящей коалиции должен стать отказ предоставить убежище аль-Каиде.
3. К 2011 году начать вывод войск.
Чтобы добиться этого, требовалось три шага:
1. Увеличить численность и наступательную боевую активность американских сил в Афганистане.
2. Создать афганские силы безопасности, способные принять у американцев дела.
3. Усилить давление на талибов, внеся раскол между ними и населением, и создавая разрывы между мятежниками с помощью эффективных противоповстанческих тактик.
Анализируя эту стратегию, нельзя не обратить внимания на одну очевидную проблему: хотя в 2001 году аль-Каида базировалась в Афганистане, сегодня Афганистан больше не является основной операционной базой организации. Группировка перенесла свои базы в Пакистан, Йемен, Сомали и другие страны. Так как аль-Каида больше не зависит от одной-единственной страны в том, что касается существования ее операционной базы, лишая ее баз в Афганистане, США не решают таким образом проблему ее распространения. Другими словами, укрепление Афганистане более не является решением проблемы аль-Каиды.
Очевидно, что стратеги Обамы прекрасно это понимали. Поэтому лишение аль-Каиды убежища должно было, в лучшем случае, оказаться второстепенной стратегической целью. Основной стратегической целью было создание стратегии выхода, основанной на урегулировании путем переговоров с талибами и создания коалиционного правительства. Вопрос аль-Каиды зависел от этих договоренностей, но гарантировать его решение было невозможно. На самом деле, гарантировать было невозможно ни долгосрочное выживание коалиционного правительства, ни контроль аль-Каиды талибами.
Вывод американских сил представляет собой попытку восстановить американскую стратегию последних 30 лет, а именно, передачу основного груза военных действий афганским военным. Создание афганских вооруженных сил не является ключом к этой стратегии. Афганцы воюют за свои кланы и этнические группы. Соединенные Штаты пытаются изобрести национальную армию там, где не существует нации – эта задача предполагает, что афганцы сменят верность своим кланам на верность национальному правительству, и это крайне маловероятно.
Настоящая стратегия США
Вместо того, чтобы пытаться усилить правительство Карзая, настоящая стратегия состоит в том, чтобы вернуться к историческим принципам американского присутствия в Афганистане – альянсу с местными вооруженными формированиями. Эти местные группировки будут следовать стратегиям, отвечающим американским интересам, по своим собственным причинам или же за деньги, и они будут достаточно сильны, чтобы их коалиция могла противостоять талибам. Однако, как выразился по этому поводу директор ЦРУ Леон Панетта (Leon Panetta), добиться этого оказалось тяжелее, чем предполагалось.
Таким образом, американская стратегия состоит в том, чтобы поддерживать в стране достаточные силы, способные оказать влияние на политическую эволюцию Агфанистана, и использовать эти силы для мотивации и устрашения, одновременно используя экономические стимулы для создания коалиции в сельских районах. Операции, подобные той, что проводится в провинции Гильменд, по поводу которой даже Вашингтон признает, что прогресс оказался более труднодостижимым, чем все ожидали, явным образом разработаны для того, чтобы попытаться втянуть региональные силы в региональные коалиции, которые со временем войдут в коалицию с талибами, не рискуя немедленно быть раздавленными. Если эта стратегия будет продолжена, теоретически талибы будут вынуждены пойти на переговоры из страха, что со временем этот процесс оставит их в изоляции.
Однако в этой стратегии есть некоторая аномалия. Тогда как раньше Соединенные Штаты возлагали операционные обязанности на союзнические группы или же просто уходили в глухую оборону, эта стратегия пытается вернуться к возложению обязанностей на сторонние силы, сперва увеличив активность американских сил. Четвертая стадия состоит в том, чтобы сначала увеличить операционную ответственность США с тем, чтобы затем сократить ее.
Со стратегической точки зрения Соединенным Штатам следует уйти из Афганистана – континентальной страны, где силы США полностью зависят от извилистых путей снабжения. Какими бы не были огромные природные богатства Афганистана, их добыча в разгар войны просто нереальна. Что еще важнее, Соединенные Штаты взяли на себя в регионе непомерные расходы и обязательства, и у них нет стратегического резерва наземных сил. В конечном итоге, Афганистан не является жизненно важным со стратегической точки зрения, и именно поэтому исторически Соединенные Штаты не использовали здесь свои собственные силы.
Попытка Обамы вернуться на этот путь после первоначального решения увеличить численность американских сил, чтобы подготовить почву для политических договоренностей, в результате которых США смогут покинуть страну, затруднена необходимостью начать сворачивать операцию к 2011 году (хотя точной даты окончания операции в Афганистане названо и не было). Будет сложно привлечь партнеров по коалиции для работы в рамках местных структур, когда основание все структур – поддержка сил США – уходит из страны. Укрепить местные силы к 2011 году будет непросто. Более того, ранний вывод войск из страны ограничивает мотивацию талибов по участию в переговорах. В то же время, не имея стратегического резерва наземных боевых частей, Соединенные Штаты остаются уязвимыми в других частях света, и чем дольше будет происходить вывод войск из Афганистана, тем более уязвимыми они окажутся (и отсюда 2011 год, как крайний срок в военных планах Обамы).
Короче говоря, стратегии свойственно затруднение: необходимо вывести войска, как можно раньше, но ранний вывод войск подрывает и строительство коалиции, и переговоры. Вербовка и использование местных афганских сил должны проходить чрезвычайно быстро, чтобы успеть до крайнего срока (хотя официально вербовка идет по графику количественно, существуют серьезные сомнения в качестве набираемых рекрутов) – и отсюда проистекают энергичные боевые действия, предпринятые за последние месяцы. Однако соотношение сил таково, что Соединенные Штаты, вероятно, не смогут установить приемлемую политическую действительность за имеющееся у них время. Поэтому афганский президент Хамид Карзай, как говорят, начинает прямые переговоры с талибами, в то время как пакистанцы усиливают свое присутствие. Когда появляется вакуум, независимо от уровня активности, кто-нибудь его обязательно заполнит.
По этой причине проблема состоит в том, чтобы определить, насколько Афганистан важен для глобальной американской стратегии, не забывая при этом о том, что силы, поглощенные Ираком и Афганистаном, оставляют Соединенные Штаты уязвимыми в других частях света. Действующая стратегия определяет мусульманский мир в качестве центра военного внимания США. Но мир редко настолько заботлив, чтобы подождать, пока Соединенные Штаты закончат одну войну, прежде, чем начинать другую. Хотя неизвестное остается непознаваемым, принцип войны состоит в том, чтобы никогда не бросать в бой все свои силы – необходимо всегда иметь резерв на случай неожиданностей. Со стратегической точки зрения, Соединенным Штатам необходимо начать высвобождать силы и восстанавливать свои наземные резервы.
Учитывая временные рамки, налагаемые великой стратегией администрации Обамы, и учитывая возможности талибов, сложно представить себе, как всего этого можно добиться. Но решающий вопрос тут связан с американской одержимостью Афганистаном. В течение 30 лет Соединенные Штаты завязаны в стране, которая практически недостижима для них. Вашингтон вступал в союзы с радикальными исламистами, воевал против радикальных исламистов или пытался вести переговоры с радикальными исламистами. Чего Соединенные Штаты никогда не пытались сделать, так это найти политическое решение, используя при этом напрямую американские силы. Начинается новая и полностью отличная стадия афганской одержимости Америки. Вопрос даже не в том, сработает ли это, в а том, стоит ли овчинка выделки.