Госсекретарь США Хиллари Клинтон выбрала ключевой момент для визита на Украину в рамках турне, в ходе которого она побывает также в Польше, Азербайджане, Армении и Грузии.
В 2004 году эта одна из крупнейших республик бывшего СССР стала ареной Оранжевой революции, которая дала новый толчок стремлению украинской нации в Европу и укрепила ее приверженность демократическим ценностям. Тем не менее, в результате серии недавних событий в стране наметился поворот от этой тенденции. С момента прихода к власти близкого к путинской России Виктора Януковича журналисты жалуются на ощутимое, а иногда даже и физическое давление. Было приостановлено действие лицензий стразу нескольких телеканалов. Спецслужбы вновь подняли голову. Представителя критиковавшей власть немецкой правозащитной организации задержали в аэропорту и непрерывно допрашивали на протяжение 10 часов, что вызвало протест со стороны Европы. В апреле Янукович также отверг популярную ранее идею о том, что вызванный Сталиным голод в 1932-1933 годах был актом геноцида. "Страна пошла по неправильному пути", говорит Дэвид Крамер (David Kramer), бывший заместитель госсекретаря США по вопросам прав человека, а ныне сотрудник Фонда Маршалла. "Мы должны открыто выразить свою обеспокоенность, но мне кажется, что наша дипломатия делает это недостаточно жестко".
Суверенное государство
И действительно, в Киеве Хиллари Клинтон отказалась от резких высказываний по вопросам демократии и наоборот похвалила "обязательство нового правительства защищать свободу прессы". "Мы продолжим внимательно следить за соблюдением свободы СМИ и собраний", добавила она. Подобное смягчение тона новой администрации по-видимому объясняется ее стремлением сконцентрировать усилия на экономических аспектах украинских реформ. Хиллари Клинтон положительно отозвалась об идущих в стране преобразованиях, и заверила власти в том, что США окажут серьезно пострадавшей от кризиса Украине поддержку в переговорах с МВФ. Госсекретарь также подчеркнула, что США готовы инвестировать в украинский ядерный и газовый сектор, и призвала руководство страны обрести больший "контроль над своим энергетическим будущем" (намек на зависимость Киева от Москвы). В апреле правительство Януковича согласилось продлить срок аренды военно-морской базы в Севастополе в обмен на скидку при закупках российского газа. Такое решение, бесспорно, усилило ее привязанность к орбите России. Так не поэтому ли Хиллари Клинтон посчитала нужным напомнить о том, что "дверь в НАТО" для Украины по-прежнему "открыта"? Хотя она и уточнила, что "Украина – это суверенное государство, у которого есть право самому выбирать союзников", такое заявление выглядит все же несколько неуместно. Янукович отказался от планов вступления НАТО, тогда как Верховная Рада проголосовала за законопроект о "внеблоковом" статусе Украины. "Говорить нужно было не о НАТО, а о будущем демократии на Украине", уверен Дэвид Крамер. Но, может, упоминанием "открытой двери" Хиллари Клинтон стремилась успокоить те страны, куда ей еще только предстоит отправиться. Ведь у многих из них сложилось впечатление, что, сконцентрировавшись на "перезагрузке" сотрудничества с Москвой, администрация Обамы забыла о них и предоставила им самим разбираться с проблемами в отношениях с "большим братом".