Это действительно «похоже на шпионский роман». В истории с арестом 11 российских тайных агентов присутствует все необходимое— тайные встречи, ложные имена, геополитическая интрига, невидимые чернила, секретные сообщения зашифрованные с помощью фотографий и даже роковая красотка. Однако, за всем этим антуражем нетрудно упустить из виду странности происходящего. Конечно, пользоваться знакомыми и удобными шаблонами вполне естественно, а как устроены подобные сюжеты, все мы знаем. Соединенные Штаты и Россия, по-видимому, охотно пользуются представлениями о добре и зле времен холодной войны. Но что если мы не зря называем все это «шпионскими играми»?
Для начала, будь это роман, шпионы однозначно занимались бы чем-то более драматическим, чем передача сплетен и вычитанных из газет новостей. За все те годы, которые за ними следило ФБР, насколько нам известно, ничего ценного они не передали. «Кошки-мышки» перед их поимкой также были бы интереснее. Например, на сцене мог появиться ловкий контрразведчик, который их бы перевербовал. Разумеется, в романе их не стали бы просто арестовывать и вести в суд, тем более сразу же после крупного дипломатического успеха в отношениях между странами.
Хотя, может быть, и стали бы. Здесь в Москве такие пробелы привычно заполняют любимые россиянами конспирологические теории. В основном обсуждается время арестов. Недавний визит российского президента Дмитрия Медведева в Соединенные Штаты получил хорошую прессу и был сочтен успешным. Все говорили об айфонах, «Твиттере» и технических инновациях. На этом фоне официальной реакцией на разоблачение шпионской сети стали призывы к спокойствию. Однако многие эксперты, в том числе из числа политиков и бывших шпионов, строят догадки о том, что американские спецслужбы пытаются помешать попыткам Обамы провести перезагрузку отношений, потому что не доверяют России или не любят президента. Разумеется, это - проекция их собственных представлений о том, как ведут себя спецслужбы, когда им кажется, что политики угрожают им или вытесняют их на обочину.
Следует учитывать, что к шпионажу здесь относятся не так, как у нас. Словом «шпион» называют только отрицательных персонажей; положительных называют «разведчиками». Внешнюю разведку здесь всегда очень уважали, в отличие от других ответвлений местных обширных спецслужб - все-таки создать привлекательный образ полиции тайной полиции довольно трудно.
Разведчики же всегда считались ловкими, умными и обаятельными. Кстати, некоторое время, русская внешняя разведка и в самом деле была исключительно хороша. В 1920-х и 1930-х годах Советский Союз создал лучшую шпионскую сеть в истории, в которой участвовали как иностранные коммунисты, так и долго жившие за рубежом и умевшие блестяще врастать в окружение советские граждане.
«Кембриджская пятерка» проникла в высшие круги британского правительства. В Соединенных Штатах советские агенты добрались до ядерных секретов Лос-Аламоса . Впрочем, изрядная часть этой блестящей работы пропадала из-за Сталина, который был способен счесть подробные предупреждения о нацистском вторжении 1941 года британскими провокациями.
После того, как развеялся романтический миф о стране рабочих, и стали известны сталинские преступления, русские утратили возможность повторить этот успех. Оказавшись неспособными ни привлекать идеалистов, ни выращивать агентов внедрения самостоятельно, десятилетиями они полагались на продажных предателей – таких как Олдрич Эймс (Aldrich Ames) и Роберт Ханссен (Robert Hanssen).
Новое поколение профессиональных шпионов, представители которого были арестованы на этой неделе - это неуклюжая дань старым идеалам шпионажа, и доказательство того, что бюрократы из фактически автономного аппарата спецслужбы по-прежнему готовы, не считаясь с затратами, следовать догмам холодной войны. Это мир паранойи и соперничества с соседями, мир, в котором верят, что верить можно только в то, что ты украл.
Нам же следует не забывать истину, которую шпионские романы зачастую предпочитают обходить стороной – основная опасность исходит от того, чего ты не знаешь. В 2001 году мы поняли, что нам есть о чем беспокоиться, кроме кучки прилизанных карьеристов с хорошими связями и смутными и нелепыми шпионскими миссиями.
Кристофер Марциш – писатель и журналист.