Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политические недостатки перезагрузки

© личный архив Дэниела ЛарисонаДэниел Ларисон (Daniel Larison)
Дэниел Ларисон (Daniel Larison)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Республиканское мышление в сфере внешней политики определяется в основном безрассудным стремлением демонстрировать и использовать американскую мощь, когда это только возможно. При этом они регулярно восстанавливают против себя другие крупные державы и воспринимают даже самые скромные попытки остальных государств отстаивать свои законные национальные интересы как нетерпимую угрозу и свидетельство возрождающегося "империализма" со стороны прежних противников.

Администрация Обамы отказалась воспользоваться арестами предполагаемых российских шпионов низового звена в качестве основания для отхода от курса на улучшение отношений с Россией, что само по себе достойно восхищения. Но критики администрации из республиканского лагеря не столь ответственны, да и не заинтересованы в налаживании взаимовыгодных связей с Москвой. Шпионская сеть сама по себе это в большей мере раздражитель, а не серьезная проблема. Однако это не останавливает американских ястребов, которые используют данный скандал для наращивания оппозиции процессу ратификации подписанного в Праге договора СНВ. Республиканцы быстро воспользуются этой новостью о шпионской сети, чтобы подкрепить свои занудные перечисления в основном воображаемых внешнеполитических ошибок администрации, приводя их в качестве  доказательства того, что "перезагрузка" - это пустая затея. Количество республиканцев в Сенате в результате промежуточных выборов этой осенью может существенно увеличиться. Вследствие их рефлекторной неприязни к любой инициативе Обамы и из-за их более мощной антироссийской предубежденности администрации будет намного сложнее продолжать восстанавливать те отношения, которые разрушали два предыдущих президента.

Внутриполитическая проблема администрации Обамы заключается в том, что уровень поддержки ответственной политики в отношении России в США крайне низок, и в настоящее время ее поддерживают лишь члены партии Обамы. Даже если бы у республиканской оппозиции не было склонности к антироссийским настроениям из-за оставшихся со времен холодной войны пережитков во взглядах и из-за националистического позерства, у нее все равно имелась бы масса стимулов для демагогических заявлений по поводу любых соглашений с Россией, которые она называет либо предательством, либо "умиротворением". Американское общество, почти как любое другое общество в мире, в основном не понимает сути дебатов по внешней политике, поэтому его легко можно ввести в заблуждение и спровоцировать на иррациональную враждебность в отношении тех стран, которые не являются врагами Соединенных Штатов. За редким исключением немногочисленных сенаторов-республиканцев из более старшего поколения, представляющих умирающую ныне традицию внешнеполитического реализма, таких как сенатор от Индианы Ричард Лугар, республиканское мышление в сфере внешней политики определяется в основном безрассудным стремлением демонстрировать и использовать американскую мощь, когда это только возможно. При этом они регулярно восстанавливают против себя другие крупные державы и воспринимают даже самые скромные попытки остальных государств отстаивать свои законные национальные интересы как нетерпимую угрозу и свидетельство возрождающегося "империализма" со стороны прежних противников.

Улучшение американо-российских связей - это отповедь всему республиканскому мировоззрению, в котором господствует представление о том, что в международных делах уважения и результатов можно добиться только громкими угрозами и демонстрацией силы. Однако, несмотря на ощутимые достижения как для американских, так и для российских интересов, "перезагрузка" также открыла дверь для таких вот абсолютно несостоятельных взглядов, набирающих вес в рядах американского политического класса и в средствах массовой информации, которые все больше обеспокоены действиями Обамы. Низкие темпы экономического подъема, разлив нефти в Мексиканском заливе, а также удивительно пренебрежительное отношение Обамы к прессе – все это создает неблагоприятную политическую атмосферу для президентской партии. Этой осенью избиратели будут меньше всего думать о внешней политике, поскольку уровень безработицы по-прежнему превышает 9 процентов. Но если демократы на промежуточных выборах потерпят крупное поражение, то националистически настроенные критики Обамы наверняка истолкуют такой результат как вотум недоверия к внешней политике президента. Это не будет соответствовать действительности, так как внешняя политика - это одна из тех немногих областей, где Обама получает самое высокое одобрение. Но многие примут это за правду, если политики, ученые и журналисты решат придать таким заявлениям видимость правдоподобности.

Если республиканцы сумеют результативно представить внешнюю политику Обамы как провал, они не только воспользуются этим для реабилитации своего собственного, полностью дискредитировавшего себя подхода к внешней политике. Это послужит им в качестве оправдания для возрождения более старой и агрессивной политики укрепления американского влияния на постсоветском пространстве. Самый крупный недостаток перезагрузки состоит в том, что она не создает ничего похожего на двухпартийный консенсус в Вашингтоне. Многие ее достижения могут быть сведены на нет буквально за несколько лет, если Обама так или иначе потерпит поражение, или если в 2016 году будет избран президент-республиканец. Если перезагрузка - это в какой-то степени попытка исправить ошибки администрации Буша, то республиканцы видят в ней ни что иное, как антибушевскую реакцию, в которой нет никаких достоинств. Будущая республиканская администрация легко может взять на вооружение внешнеполитическую повестку под лозунгом "все что угодно, только не Обама". И главным принципом такой политики будет отказ от менее конфронтационной политической линии Обамы с ее менее оскорбительным отношением к России. На смену ей придет курс, больше напоминающий позиции Джона Маккейна.

Налаживание сотрудничества и интеграция с Европой и США безусловно соответствуют российским интересам. Москва уже заручилась американской поддержкой в вопросе вступления в ВТО. Россия может получить дополнительные выгоды от более разумной и уживчивой администрации в Вашингтоне. Но налаживающиеся американо-российские связи превратятся в устойчивые и прочные взаимоотношения только в том случае, если американские защитники таких взаимоотношений будут и впредь добиваться значимых достижений, указывая на них как на доказательство ценности этих взаимоотношений. Есть вопросы, такие как санкции против Ирана, где нереально надеяться на дополнительное российское содействие. Но расширение сотрудничества в вопросах тылового обеспечения операции в Афганистане с увеличением количества рейсов через российское воздушное пространство станет тем самым выражением доброй воли, с помощью которого администрация сможет отстаивать свою российскую политику, защищая ее от тех в США, кто использует любой инцидент для возврата наших стран обратно в эпоху холодной войны.