Шпионский скандал этой недели создаст временную трещину вдоль Атлантики. Однако он вряд ли разрушит одну из самых важных тенденций в современных международных отношениях: Запад умеряет свои амбиции на постсоветском пространстве, а Россия все больше осознает, что ей нужно новое партнерство с бывшими противниками из США и Европы. Такое сближение имеет более прочный характер, чем прежние попытки, потому что оно основано не на мечтах о дружбе, а на реалистичном расчете и оценке национальных интересов – интересов, которыми ни одна из сторон не решится рискнуть ради возврата к прежнему соперничеству времен холодной войны.
Несмотря на стабилизацию российской экономики, руководство России признало свою неспособность провести такого рода экономические преобразования, которые обеспечат ей шанс на сохранение своего статуса крупной державы, когда экспорт ее энергоресурсов исчерпает себя. Оно сейчас налаживает взаимодействие с Западом, считая его важным элементом в реализации своих надежд на экономическую трансформацию – не только из-за его инвестиций и технических навыков, но и из-за склада ума, который поможет России преодолеть ее традиции коррупции и расточительства.
Без такой помощи Россия рискует в конечном итоге превратиться в нечто подобное сырьевому придатку Китая, даже в подвластную Китаю территорию. Такая перспектива пугает россиян. Во избежание этой перспективы Россия должна перестроить свои высокотехнологичные отрасли на невоенный лад, а также увеличить производительность своего малого бизнеса.
Поэтому взаимную сдержанность после эпизода со шпионами следует всячески приветствовать. Было бы трагедией и идиотизмом допустить, чтобы такое рядовое событие разрушило самое многообещающее улучшение в отношениях между Россией и Западом со времен окончания холодной войны.
В последние годы стороны договорились о радикальном сокращении своих ядерных арсеналов. Россия поддержала усиление давления на Иран и увеличила помощь США и НАТО в вопросах снабжения войск в Афганистане. Пожалуй, самое важное состоит в том, что Москва не воспользовалась глубоким спадом в прибалтийских странах для провоцирования беспорядков среди проживающих там русских меньшинств – хотя легко могла сделать это.
Изменение российских позиций стало возможно только благодаря отказу Запада от попыток ослабить влияние России в ее окружении. Администрация Обамы положила на полку планы развертывания противоракетной обороны в Центральной Европе и, что гораздо важнее, отказалась от прежних усилий США обеспечить членство в НАТО для Грузии и Украины. Грузинское нападение на Южную Осетию в августе 2008 года, а также неспособность НАТО помочь Грузии продемонстрировали опасность дальнейшего расширения североатлантического альянса и отсутствие у Запады силы воли для защиты своих новых союзников.
А затем последовали выборы на Украине, в ходе которых украинцы отвергли кандидатов, выступавших за членство в НАТО. Затем победившая власть договорилась о взаимоотношениях с Москвой, в результате чего косвенная угроза для поставок российского газа в страны ЕС была устранена – по крайней мере, на данный момент.
Завершение процесса расширения НАТО и ЕС на постсоветском пространстве снизило тот страх за собственное существование, который владел русскими на протяжении 15 лет: что западные альянсы придвинутся вплотную к российским границам, поддержат враждебно настроенных к России соседей и превратят ее в бессильного аутсайдера, не участвующего в европейских делах.
Пришло время поставить наши взаимоотношения на более солидный фундамент. Это должен быть такой фундамент, который выстоит и после возможной победы антироссийской республиканской администрации в США в 2012 году. Первый шаг в данном направлении – воспользоваться некоторыми из предложений президента Дмитрия Медведева о новой архитектуре европейской безопасности, и развить их далее. Система регулярных и наделенных законным статусом консультаций и планирования поможет уменьшить потенциальную нестабильность в странах бывшего Советского Союза. Новые отношения с Россией в сфере безопасности также помогут углубить экономические взаимоотношения, в то время как новый механизм поможет Западу урегулировать свои отношения с другой крупной державой, которая не может стать членом ЕС и все больше отдаляется от США – с Турцией.
Шансы на создание добрых и стабильных взаимоотношений между Западом и Россией были упущены дважды: после окончания холодной войны и после 11 сентября. Мы не должны упустить третью возможность – и меньше всего, из-за комичных ужимок и кривляний разведслужб наших стран. Кто-то должен сказать им, что холодная война закончилась – иначе они могут начать новую.
Автор статьи – профессор кафедры военных исследований лондонского Кингс-колледжа.